Курс на капитализацию

Высокие требования к капиталу могут привести к самоликвидации мелких страховых компаний

Курс на капитализацию

Реализация программы развития страховой отрасли, рассчитанной на срок до 2007 года, грозит сокращением количества страховых компаний. В условиях постепенного выполнения директив ЕС, надзорные органы потребовали от страховщиков значительно увеличить капитал. С 1 декабря 2005 года капитал создаваемых и уже существующих компаний должен увеличиться в 1,5 - 3 раза. Согласно постановлению Нацбанка, повышение требований к капиталу будет происходить 1 декабря 2006 и 2007 годов. В окончательном виде капитал создаваемых компаний должен составлять, в зависимости от видов страхования, 430 - 690 млн тенге; действующих компаний - 400 - 670 млн тенге плюс проценты от суммы сформированных страховых резервов.

Профессиональные участники оценивают нововведения по-разному. "Процесс повышения капитализации своевременен и необходим, так как на рынке останутся компании, наиболее ликвидные и способные отвечать по всем принятым на себя обязательствам", - говорит директор департамента маркетинга компании " Premier страхование" Рустем Исламов. По его словам, новые нормативы реально выполнят крупные универсальные страховые компании; bancassurers (страховые компании, учрежденные банками); компании, специализирующиеся на ключевых видах страхования (например, страхование жизни); а также компании, работающие в нишах корпоративного сектора.

Председатель правления компании " Династия" Айман Мухтыбаева считает, что появился повод говорить о противоречии: "Государство стремится к дальнейшему развитию рынка, но в то же время вводит жесткие требования, которые обязательно приведут к сокращению количества страховых компаний, что может несколько затормозить рост предоставления страховых услуг, - считает она. - Можно, конечно, понять желание государства получить сильные компании и уберечь страхователей от дефолтов, но, имея всего две компании по страхованию жизни, власти, тем не менее, вводят требования, которые будет трудно выполнить".

Практически никто из профучастников не сомневается в том, что количество страховых компаний сократится. Требования к капиталу хоть и повышались неоднократно, но несущественно, как в данном случае. "Ужесточение требований приведет к сокращению количества страховых компаний, по нашим прогнозам, до 20 в трехлетний период", - считает г-н Исламов. Около трети существующих страховых компаний, по его мнению, объединятся между собой или уйдут с рынка. В первую очередь такая участь ожидает средние и мелкие компании, специализирующиеся на отдельных видах страхования (например, автострахование) или действующие в пределах ограниченной территории.

Счастливо оставаться!

Сегодня на казахстанском рынке страхования насчитывается 36 страховых организаций (в том числе 2 - по страхованию жизни, 7 - с участием нерезидентов). Те, кто выдержит испытание нормативом, возможно, смогут рассчитывать на тепличные условия. По крайней мере, в программе развития страхования предусматривается совершенствование налогового режима, которое компании интерпретируют как предоставление налоговых льгот для отрасли. По мнению руководителя информационно-аналитического отдела ЗАО "СК "ЭкоПолис" Оскара Лера, снижение налогового бремени придаст интенсивность росту страхового рынка.

Частный сектор на протяжении нескольких лет лоббирует налоговые льготы, но концептуально они заложены были только в данной программе. Сейчас агентство аккумулирует предложения от страховщиков. У профучастников, к примеру, есть такие пожелания: отнести к доходам физических лиц, не подлежащим налогообложению, приобретение работодателем полиса по добровольному медицинскому страхованию для работника в пределах 50-кратного месячного расчетного показателя в течение налогового года, а при самостоятельном приобретении работником полиса по ДМС, уменьшать налогооблагаемый совокупный годовой доход на сумму, уплаченную за полис, и т.д.

Как полагают в компании " ЭкоПолис", внесение данных поправок в налоговый кодекс будет способствовать существенному улучшению состояния казахстанского здравоохранения и дальнейшему совершенствованию рынка страховых услуг. Сейчас отсутствие экономических стимулов для участия населения в долгосрочном личном страховании серьезно тормозит развитие страхования жизни и аннуитетного страхования. "Приобретение аннуитетов, предусматривающих осуществление периодических страховых выплат в виде пенсии или ренты в случаях достижения застрахованным определенного возраста, утраты трудоспособности, смерти кормильца, безработицы представляется одним из наиболее эффективных средств социальной защищенности граждан", - считает Оскар Лер. Страховщики убеждены в том, что необходимо принять конкретные меры по изменению режима налогообложения долгосрочного накопительного страхования, создать условия для становления организаций, осуществляющих страхование жизни и аннуитетное страхование.

"Мы просим расширения льгот при накопительных видах страхования. Ведь в банках депозиты не облагаются подоходным налогом, поэтому мы хотели бы выравнивания условий работы на финансовом рынке, - отмечает Айман Мухтыбаева. - Мы в ожидании изменений, но конкретные размеры льгот с нами пока не обсуждаются". По мнению Рустема Исламова, льготный режим налогообложения в страховой индустрии поможет увеличить объемы страхового сектора как минимум на 15 - 20%.

Стараниями государства

Собственно, к этому стремится и государство. Надзорные органы планируют увеличить совокупный объем страховых премий к 2007 году в 3 - 3,5 раза по сравнению с 2003 годом, а долю страховых премий во внутреннем валовом продукте - до 2% (0,53% к ВВП на 1 сентября 2004 года).

В 2003 году объем страховых премий по сравнению с 2002 годом увеличился на 27,1% и составил 28,9 млрд тенге, в том числе по обязательному страхованию - на 136,4% и 2,8 млрд тенге, по добровольному личному страхованию - на 45,2% и 2,8 млрд тенге, по добровольному имущественному страхованию - на 18,6% и 23,3 млрд тенге. Растут премии и в текущем году (см. таблицу), но не такими быстрыми темпами, какие предусмотрены в программе до 2007 года.

Правительство рассчитывает, что через два года премии страховщиков должны достигнуть 90 млрд тенге. Профучастники опасаются, что для выполнения этого оптимистичного прогноза государство будет и дальше ужесточать надзор. Опасения страховых компаний косвенно подтверждает стремление регулятора поэтапно гармонизировать внутреннее страховое законодательство с директивами Европейского союза, принципами и стандартами страхового надзора Международной ассоциации страховых надзоров.

Зарубежные нормативы отличаются строгостью, и если Казахстан будет их придерживаться, то ему нужно будет более взыскательно работать с отечественными компаниями. Но преобразования нужно рассматривать как позитив, поскольку следование международным стандартам положительно скажется не только на рейтинге страховых компаний республики, но и на международном рейтинге всей страны. "Внедрив международные стандарты страхования, наши страховые компании смогут получать высокие рейтинги на международном рынке, а это повлечет за собой дополнительный приток денежных средств из-за рубежа, - говорит Рустем Исламов. - Сейчас, в основном, мы передаем свои риски в виде перестрахования за рубеж, при этом нас не рассматривают как возможных перестраховщиков для зарубежных компаний, вследствие ограничения по рейтингу".

Есть у Агентства финансового надзора (АФН) и другие методы для стимулирования рынка. Госорган собирается реформировать законодательство, прежде всего в сфере страхования жизни, обеспечить сохранность накоплений в страховых организациях, в том числе путем расширения возможностей для долгосрочных инвестиций; создать государственную аннуитетную компанию.

Нужно еще и повышать страховую культуру населения, которая сейчас находится на очень низком уровне. Об этом свидетельствуют цифры. В России, например, доля страхования в ВВП составляет около 3%, а премии на душу населения - 65 долларов США. В Казахстане доля в ВВП составляет 0,65%, а премии на душу населения - 13,5 долларов США. При этом 80% страховых премий, собираемых в республике, приходится на корпоративный сектор страны.

"Введение обязательных видов страхования значительно стимулировало развитие уровня потребления страхования в стране, но это касается отдельных видов, таких как обязательное страхование автовладельцев", - отмечает г-н Исламов. Важно, на его взгляд, учитывать, что с ростом страховой культуры факты мошенничества будут расти в геометрической прогрессии. В борьбе с этим поможет разработка единой методической базы для сбора, хранения и обработки собираемых данных, в первую очередь в массовых видах страхования и страховании жизни. "Необходимость создания общей базы как никогда актуальна сейчас, - считает представитель "Premier страхование". - Наличие такой базы поможет нам, прежде всего, отслеживать потенциальных и текущих мошенников и ликвидировать эту угрозу на разных стадиях осуществления операций".

Очевидно, что до 2007 года страховой сектор будет работать, прежде всего, на укрепление финансовой устойчивости профучастников и повышение грамотности населения в вопросах страхования. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны, поскольку страховая культура рождается на доверии к компаниям, которые в свою очередь должны быть достаточно сильны и надежны.

[inc pk='630' service='table'][inc pk='631' service='table'][inc pk='632' service='table']