Мечта об идеальной стране

Киргизские бизнесмены разработали собственную стратегию развития государства. Они считают вполне реальным достижение поставленных в ней амбициозных экономических целей

Мечта об идеальной стране

Киргизия прославилась среди других стран Центральной Азии множеством написанных и терпеливо претворяемых в жизнь стратегий. Это и широко разрекламированные "Комплексные основы развития", разработанные при участии Всемирного банка, и Национальная стратегия по преодолению бедности, программы по образованию, развитию села и т.д. У этих стратегий есть общее: автором выступает правительство Киргизии. Поэтому программа развития страны до 2020 года, разработанная группой местных бизнесменов и общественных деятелей и получившая поэтичное название "Стая синиц", была изначально "обречена" на большую популярность, так как стала первой долгосрочной стратегией, написанной представителями частного сектора, а не правительством.

Синица как символ коллективности

Начиналось всe летом 2003 года, когда на одном из заседаний Бишкекского делового клуба, объединяющего более 10 киргизских компаний, его участники решили удивить мир, проявить патриотизм и помочь собственному правительству в решении экономических задач. Так появилась идея создания стратегии, в которой подробно были бы расписаны экономические приоритеты страны, в частности, преобразования в сфере информационно-коммуникационных технологий, инвестиционно-финансовой деятельности, промышленности, реформы в культуре, здравоохранении, образовании и этапы их развития. Конечную цель, а точнее, цену этой стратегии разработчики установили очень амбициозную: к 2020 году объем ВВП Киргизии должен составить 50 млрд долларов. Когда бизнесменам-оптимистам говорили о нереальности достижения подобной цифры, мол, в 2004 году ВВП составит порядка 1,5 млрд долларов, и государство не сможет за 15 лет увеличить этот показатель более чем в 30 раз, те отвечали, что нереальных показателей не бывает. Нужно просто стремиться к поставленной цели.

[inc pk='2342' service='media']

Стратегия пока не включает в себя каких-либо конкретных мероприятий, это предполагается сделать на следующих этапах. "Мы попытались нарисовать такое будущее, которое хотим мы, а не которое уготовано нам", - говорят авторы "Стаи синиц".

"Существует два пути развития - от обстоятельств или от возможностей. Первый путь достаточно пессимистичен, но именно он пользуется большой популярностью у отечественных чиновников, - говорит председатель правления компании MNT Consulting Толонду Тойчубаев. - Развитие страны зависит от многих факторов: общей ситуации в республике, долговременных макроэкономических тенденций, этнических и миграционных процессов, динамики народонаселения и т.д. Другая группа вопросов - неопределенность, связанная с будущим составом правительства, фигурой нового президента, формированием парламента".

Подход, который пытается учесть все эти факторы, авторы стратегии назвали "объективистским". Зачастую такой подход - это повод ничего не делать, быть пассивным, потому что очень много проблем лежит за пределами возможностей. В противоположность этому есть путь активный - от возможностей. Предположим, что определение экономических приоритетов зависит только от нас, то есть мы свободны в выборе путей и способах их реализации. Тогда мы неизбежно становимся в позицию конструктивности и позитива. Это тот подход, который понятен и близок людям бизнеса. Представьте себе ситуацию, в которой вы являетесь главным инвестором, полностью формируете высший и средний персонал менеджеров, формируете миссию и идеологию, в общем, решаете все. "Мы предлагаем рассматривать страну как компанию. В этом случае только желание добиться целей и активные действия позволят стране завоевать подобающее место в мире", - говорит г-н Тойчубаев.

[inc pk='2343' service='media']

Синицу в качестве символа стратегии ее авторы выбрали не случайно. В изданной в США книге "Птицы, их поведение и анатомическая эволюция" один из "стратегов", увлекающийся орнитологией, прочитал историю из жизни Великобритании конца 30-х годов прошлого века. Синицы летают стаями, свободно перемещаются и умеют делиться со своими сородичами определенной информацией. Все синицы в Великобритании быстро научились продырявливать крышки бутылок с молоком, которые молочники оставляли у дверей домов. В отличие от малиновок, которые не обладают способностью делиться знаниями с другими особями. Лучше всего процесс обучения проходит в командах, где понимают, что общее - больше, чем сумма отдельных частей. Ясно, что у людей, которые находятся в условиях, подобных жизни малиновок, мало шансов ускорить процесс собственного развития, обучения.

Коллективизм синиц стал для киргизских бизнесменов символом возможного пути развития страны. Синица как символ сервисной страны

Киргизия должна быть открытой страной. Страной, нацеленной "вовне", убежден Нурбек Турдукулов, заместитель министра транспорта и коммуникаций Киргизии, а на момент разработки стратегии - глава крупнейшей в стране компании сотовой связи BITEL. По мнению г-на Турдукулова, Киргизии нужно забыть про мечты о промышленном развитии, и создавать свое будущее на основе высоких технологий и современного непромышленного бизнеса. У маленькой страны других шансов нет. В эпоху глобализации Киргизии не нужно толкаться на мировом рынке, пытаясь отвоевать кусок промышленного пирога. "Мы можем стать сервисной страной, страной услуг и зарабатывать на этом большие деньги. Поэтому мы и выбрали в качестве своего символа синицу. Казахстан может представлять себя орлом, Россия - медведем. А мы - синицы, которые должны быть готовы собирать пусть крошки от общего пирога, но благодаря этим крошкам жить и развиваться", - говорит он.

[inc pk='2344' service='media']

По мнению киргизских экспертов, структура экономики стран Центральной Азии "достаточно архаична, традиционна и в основе своей сырьевая". Региональная экономика вынуждена развиваться более прогрессивно, чтобы быть конкурентоспособной. Поэтому все большую динамику будут получать сервисные отрасли, такие как финансовый сектор, образование, здравоохранение, туризм и ИКТ. К 2020 году эти сектора должны занять не менее 20% в структуре ВВП всего Центрально-Азиатского региона, который к этому моменту должен достигать в совокупности не менее 200 млрд долларов. "Это и есть ключевая цель нашей страны: захватывать все большую долю в новом, только раскрывающемся и самом динамичном секторе региональной и мировой экономики. Туда мы устремим свои взгляды и интересы. Эта ниша еще свободна, и у нас нет другого (сырьевого) выбора, а есть главная возможность - это наши люди, природа, инициатива и свобода, - говорит г-н Турдукулов. - Через два ключевых постулата: "рай для жизни" и "рай для бизнеса", мы сможем добиться конкурентоспособности нашей страны".

Синица как символ государственной политики

Президент Киргизии Аскар Акаев на каждом экономическом форуме говорит о том, что страна станет транспортно-коммуникационным узлом, а основа интеграции в мировое сообщество - развитие ИКТ и экспорт услуг. "Нашей задачей является не поиск лучшего мирового опыта, чтобы сконструировать из него идеальную модель развития, а необходимость четко знать свои реалии. Зачастую нам навязывают модели, которые у нас заведомо не работают", - убежден киргизский лидер.

[inc pk='2345' service='media']

Вице-премьер правительства Киргизии Джоомарт Оторбаев считает фундаментальной силой лоббирующую мощь бизнеса. "Как государственный чиновник я должен испытывать давление со стороны бизнеса для того, чтобы быть эффективным, - объясняет господин Оторбаев свою позицию. - Но я не могу быть гением, который все проблемы в кабинете сам формулирует и сам решает. Заниматься вопросами бизнеса нужно системно. Чтобы серьезная бизнес-ассоциация, владеющая большим капиталом, определенной политической и экономической силой, системно давала предложения и не отступала до тех пор, пока правительство не создаст условия для развития".

Синица как символ провокации

Авторы стратегии признают, что в Киргизии у них много оппонентов, готовых предлагать собственные идеи. "Но это и хорошо, ведь споры приводят к общему пониманию проблемы, - говорит Нурбек Турдукулов. - Мы не претендуем на статус догматиков, готовы выслушивать претензии и априори признаем, что в чем-то можем ошибаться".

Президент радиокомпании "Европа плюс Кыргызстан" Айдер Бекиров называет "Стаю синиц" стратегией-провокацией. "Это не готовая работа, чтобы взять и руководствоваться ею как единственно возможным путем развития, - уверен он. - Основная идея в том, чтобы спровоцировать всех людей на мысль о более достойном будущем, о том, чтобы страна, где мы живем, стала лучше. Почему бизнес выступил инициатором? Потому что бизнес немыслим без успехов всей страны в целом. Развитие бизнеса идет за счет активных людей, за счет тех самых синиц. Наверняка, мы где-то ошибаемся в своем видении пути развития. Это не страшно, ведь мы готовы к диалогу. Мы говорим, может, это наш путь, давайте попробуем. Почему нет? Ведь, как известно, дорогу осилит идущий. Это лучше, чем сидеть и ждать".

5

Самой большой провокацией оппоненты стратегии называют цифру в 50 млрд долларов. Размер ВВП, который Киргизия должна достичь к 2020 году. Приблизительность этой цифры признают и сами "синицы". "Мы просто взяли, и, что называется, на коленках посчитали, - раскрывает профессиональные секреты Толонду Тойчубаев. - Мы не можем обосновать научно цифру в 50 млрд. Вы скажете, какая методика? Нет методики. Просто мы заложили те цифры, которые нам хочется заложить, которые, как мы уверены, достаточно реальны. Они основаны на приближенных расчетах различных показателей рынка, населения, стандартов бизнеса и так далее. Мы не опираемся на стандартные подходы расчета макроэкономических показателей и не ставим цель арифметической точности. Важна логика и драйв, качественно поставленная задача, стремление доказать, что это возможно".

Синица как человеческий ресурс

Первостепенная цель, по замыслу авторов стратегии, сломать старое мировоззрение, во многом проповедующее закрытость и индивидуализм, включая идеологию многих властных институтов и гражданского общества, и создать новое: "весь мир - твои возможности, весь мир - твой рынок". Директор Института экономической политики Марат Тазабеков считает, что подрастающему поколению нужно давать не только научные знания, но и учить быть оптимистом, умению подняться после падения.

"Первый этап стратегии, который рассчитан на срок с 2003 по 2005 год, и по которому сейчас ведется работа, предусматривает необходимость поменять мировоззрение людей-лидеров и организаций, - говорит г-н Тазабеков. - У нас у всех есть комплекс неполноценности, что мы никогда не сможем достичь великих целей. И когда речь идет о соседних крупных странах, сразу же находим объяснение: мол, у них масштаб, у них нефть или безмерный внутренний рынок. Мы смирились со своей участью отстающей страны, забывая, что в наше время информационного общества только люди являются главным и определяющим ресурсом любого успеха. Этот ресурс у нас есть, а значит, мы можем быть лидерами региона и мира. Но для этого надо понять еще одну вещь. У бизнеса и государства очень короткий временной горизонт планирования и видения. Мы все слишком быстро хотим успеха и результата. В итоге руководствуемся тактическими соображениями, но никак не стратегическими. Мы должны научиться жить долго, работать успешно и думать далеко."

"Стая синиц" может консолидировать общество, дать ему толчок для развития. Но "сейсмические волны" от этого проекта не должны закончиться в километре от Бишкека. От того, насколько в процесс будет вовлечено все общество, зависит потенциальный успех этого документа. Пять-семь-десять умных ребят есть в любой стране мира. Сейчас у нас более важная задача: чтобы общество заразилось вирусом национальной консолидации и обмена идеями. Сила этой программы будет зависеть от ее эффективности. Быстрота ее реализации - от увлеченности не просто умных, интеллигентных, развитых людей, но и увлеченности всего общества", - считает Джоомарт Оторбаев.

[inc pk='2346' service='media']

Роль человеческого фактора признает и исполнительный директор Фонда Сорос-Кыргызстан Медет Тюлегенов. "Если мы хотим быть успешными и конкурентоспособными, нужно гибко мыслить, иметь свежее восприятие, а для этого не должно быть стереотипных догм как таковых. Подобный подход закладывает хорошую почву для развития гражданского общества", - говорит он. - Стратегически у идеи "стаи синиц" сейчас наступает своеобразный критический момент - в какую сторону сдвинется баланс внутри гражданского общества. Я всегда придерживался мнения, что важна не сама цель, не 50 миллиардов долларов, а динамика процесса. Цели всегда можно переосмыслить. Главное - задать структуру и систему взаимоотношений".

Известный киргизский кинорежиссер Актан Арым Кубат, занимавшийся "культурной" составляющей стратегии, тоже говорит о том, что этот документ не экономический по своей сути. Это, скорее, духовная стратегия. "Мне кажется, что в жизни людей и страны в целом очень важно мечтать. Не обязательно точно прогнозировать развитие, можно просто двигаться к реализации своей мечты о процветающем будущем. И мне приятно, что создание стратегии - личностное желание. Как одной из синиц, мне предложили разработать стратегию развития киргизского кино. Если я, допустим, единственная синица, то, видимо, нужно, чтобы возле меня появилась маленькая стайка, чтобы мы могли покорять другие рынки, другие пространства".

"Кроме того, на первом этапе начинается идентификация лидеров, лиц и институтов, которые будут нести в себе прорыв. Потребуется разрушение барьеров и стереотипов. Нужно сломать представление, что один, пусть даже индивидуально очень сильный лидер, как мы называем его, орел, наделенный властью, может начать этот прорыв. Какими бы характеристиками не обладал отдельный человек, один он ничего не сможет. Мы должны сформировать не просто лидеров, а новое сообщество людей", - говорит Нурбек Турдукулов.

Вылететь из гнезда

Второй этап стратегии, рассчитанный на 10 лет, с 2005 по 2015 годы, предусматривает занятие жизненного ареала на внешних рубежах. "Мы должны биться и завоевывать новые рынки, где сильны и конкуренты. Внутри страны этот период можно назвать обустраиванием: мы начинаем принимать законы, т.е. готовить базу для прорыва. Еще один важнейший момент - страна должна сняться с крючка кредиторов, потому что, имея внешний долг почти в 2 млрд долларов, страна несвободна", - утверждают авторы стратегии.

Третий этап, получивший название "Полет стаи", с 2010 по 2020 годы, - начало активной экспансии киргизских компаний по всему миру, приход в страну глобальных инвесторов. Киргизия все больше приобретает черты регионального центра деловой и финансовой активности, развивается инфраструктура (транспортно-коммуникационный узел, финансовые институты), идет формирование новой парадигмы, новой идеи и возможностей для нового полета.

"Мы не должны ставить цель обогнать какую-либо страну, - говорит Толонду Тойчубаев. - Возможно, ошибка многих стран, в том числе из Центральной Азии, заключается в том, что, когда есть стратегия, к примеру "2030", государство начинает развиваться по этой бумаге. Но стратегия не есть бумага. Когда мы говорим о процессе, нам важно создать такую ситуацию в стране, когда процесс экономического развития находится постоянно в обсуждении, в движении, в изменении. К примеру, многие казахские компании, если контракт меньше 50 тысяч долларов, не берутся его исполнять. Мол, мелочь. А для Киргизии это крупный контракт. И вот наш малый и средний бизнес, как синицы, прилетают в Казахстан, и эти контракты забирают. Наши бизнесмены научились биться за каждый доллар. На Казахстан же наложено "нефтяное проклятие". Богатые казахстанские бизнесмены становятся неповоротливыми пингвинами. Поэтому мы говорим - давайте, наши бухгалтеры обслужат ваши компании, наши программисты разработают для вас маленькие программки. Большие программы вы сами разрабатывайте, вы же орлы".

"И вот киргизские бизнесмены работают с небольшими казахстанскими компаниями, помня об одном из главных принципов бизнеса: кто контролирует розницу, тот контролирует рынок, - продолжает г-н Тойчубаев. - И всегда есть возможность перехватить "дорогого" клиента, перейти на более качественный уровень. Мы меньше кушаем, но хватает всем. И, как стая, размножаемся и двигаемся дальше. Наша идея в том, чтобы идентифицировать в каждом секторе синицу, которая начинает заражать своим энтузиазмом других синиц".

Обвинения в преследовании каких-либо политических целей авторы программы "Стаи синиц" отвергают. "Стратегия может быть политикой, когда в ней начинают ставить политические цели, - объясняет Нурбек Турдукулов. - У нас политических целей нет. Нужно заниматься или бизнесом, или политикой. Мы надеемся, что и в секторе государственной службы появятся синицы. Возможно, это и будет политической составляющей стратегии".