Дефицит активности

Малочисленность населения Казахстана уже скоро может обернуться острой нехваткой трудоспособных граждан. Если страна рассчитывает сделать в обозримом будущем качественный экономический скачок, то она должна сформировать четкую демографическую и иммиграционную политику

Дефицит активности

Казахстан вступает в совершенно новую экономическую эру. По замыслу власти, к 2015 году валовый внутренний продукт должен быть утроен по сравнению с 2000 годом. Причем ставка делается уже не на традиционные статьи экспорта, за счет которых экономика растет сейчас, а на новые технологии, развитие которых пытается стимулировать действующее правительство.

Однако любой экономист скажет, что основой экономического роста не могут быть только новые промышленные планы. Да, в свое время Великобритания показала чудеса экономического роста исключительно благодаря промышленной революции, когда были изобретены железная дорога и паровой двигатель. Но с тех пор прошло уже два века, и изменились составляющие экономического роста. Например, известный американский экономист Пол Самуэльсон абсолютно убежден в том, что факторами экономического роста являются не только накопленный основной капитал в стране, природные ресурсы и новые технологии, но и человеческие ресурсы. На первые три составляющих успеха, три "колеса", как характеризует их сам Самуэльсон, в Казахстане обращают внимание, а вот с четвертым - не все так просто. Человеческий фактор пока еще не стал доминирующим. Если о нем и говорят, то как-то вяло, неубедительно.

Между тем Казахстан уже в ближайшие годы может столкнуться с проблемой нехватки квалифицированной рабочей силы. Первые признаки дефицита человеческих ресурсов наблюдаются не только в компаниях, которые приступают к IT-изобретениям, но даже в правительстве. Впрочем, речь сейчас не о доступе к образованию и не о его качестве. Постараемся разобраться, почему демография, находящаяся сейчас в состоянии предкризиса, поскольку критически низка рождаемость населения и высока смертность, выпадает из поля зрения правительства.

Отсутствие стабильности

В 1992 году в Казахстане проживало 17 млн человек. Это был абсолютный рекорд. Затем в республике, традиционно имевшей хороший естественный прирост населения, произошел слом тенденции. В 1999 году, когда прошла очередная перепись населения, выяснилось, что за эти годы страна потеряла более двух миллионов граждан. На фоне активной миграции и затяжного экономического спада существенно замедлился естественный прирост населения, а в некоторых регионах страны и вовсе количество умерших стало превышать количество родившихся. Однако мрачные демографические прогнозы, что аккурат к 2004 году страна окажется на пороге депопуляции, не сбылись. Мы чудом сумели миновать "крест депопуляции": к началу лета этого года в Казахстане появился на свет 15-миллионный житель.

[inc pk='2339' service='media']

Но до демографического всплеска далеко. Некоторое увеличение численности населения, скорее всего, связано с вхождением в репродуктивный возраст поколения 80-х, которое остается самым многочисленным в послевоенный период. Поэтому особых надежд, что население начинает расти, нет. Напротив, в демографии наблюдается целый комплекс проблем.

В Казахстане почти отсутствуют государственные материальные стимулы, работающие не повышение рождаемости. Отпуска по уходу за ребенком давно уже отменили, а детские пособия заменены единовременным денежным пособием на ребенка в размере 13 тыс. тенге. Поэтому говорить о том, что государство делает все для того, чтобы поддержать семьи с детьми, не приходится.

Ничего не делается и для сокращения смертности, в том числе смертности младенцев. По официальной статистике, на 250 тыс. родов около 4 тыс. детей ежегодно умирают в возрасте до одного года, что объясняется плохим состоянием здоровья матерей.

Другой аспект проблемы - продолжительность жизни, на которую влияют уровень медицинского обслуживания, доход, определяющий качество жизни, и социально-психологическая атмосфера в обществе. В Казахстане ожидаемая продолжительность жизни составляет в среднем 61 год, в то время как пенсионный возраст у мужчин - 63 года и 58 - у женщин.

И хотя в настоящее время в стране на 15 млн человек приходится 8 млн экономически активного населения, прогнозы на будущее тревожны. По расчетам отдела по народонаселению ООН (UNPD), в 2050 году в Казахстане численность населения составит всего 13,9 млн. При этом значительно возрастет количество пенсионеров и нетрудоспособных граждан. Кризисным для нашей страны будет второе десятилетие этого века, когда в детородный и трудоспособный возраст вступит малочисленное поколение девяностых. Уменьшение населения, вовлеченного в трудовую деятельность, приведет к тому, что бремя налогов для работающих граждан увеличится. Снизится потребление товаров на рынке, что негативно отразится на развитии экономики.

Декларативная политика

Совершенно очевидно, что от объективной и своевременно полученной информации зависит определение приоритетных направлений демографической и социальной политики, ее характер и эффективность. Но в нашей стране нет специалистов и ученых в области демографии. Демографическая научная традиция в СССР была прервана еще в сталинскую эпоху, и в Казахстане она до сих пор не восстановлена.

[inc pk='2340' service='media']

В вузах, готовящих социологов и социальных работников, отсутствует отдельный предмет "демография", обычно он преподается вместе с этнографией, и ему отводится мизерное количество часов, не говоря уже о специализации в этой области. На всю страну есть только одна кафедра статистики при Казахском экономическом университете им. Турара Рыскулова, которая выпускает ограниченное число специалистов-статистиков. Но в ближайшем будущем, судя по всему, кафедра перестанет готовить специалистов, так как статистика вошла в специализацию по бухучету. Народнохозяйственная же статистика по определению не занимается вопросами естественного прироста населения и уровня жизни.

Неопределенным остается положение и с государственными учреждениями, которые должны заниматься вопросами демографии. В результате недавних административных преобразований Агентство по миграции и демографии было преобразовано в комитет по миграции при Министерстве труда. И теперь, похоже, вопросами демографии государственные органы не будут заниматься вообще, хотя еще недавно теплилась надежда, что в стране наконец-то будет принята программа по демографической политике.

В планах правительства эта программа значилась, и проект с перспективой до 2010 года был разработан. Однако он содержал множество проблемных моментов и нуждался в серьезной доработке - сказалось отсутствие профессиональных демографов. Именно профессионалы должны были скоординировать и предложить правительству разработать дополнительные меры по совершенствованию уже имеющихся в различных министерствах программ и устранить возможные противоречия. Но получилась программа с явно выраженным декларативным характером. В ней лишь механически были воспроизведены меры программ, которые уже существуют в здравоохранении, образовании, социальной защите.

Возможно, какую-то часть проблем, относящихся к области демографии, удастся решить за счет других государственных социальных программ. Например, в здравоохранении планируется ввести бесплатное лекарственное обеспечение детей от года до пяти лет и беременных женщин, бесплатные профилактические осмотры взрослого населения, полное обеспечение потребности в противотуберкулезных учреждениях. Не менее глобальные преобразования ожидают сферы социальных выплат, защиты материнства и детства, жилищного строительства.

Однако без определения приоритетов в демографии вряд ли удастся кардинально изменить ситуацию. Поскольку в увеличении естественного прироста требуется комплексный подход - через повышение продолжительности жизни, снижения смертности, подъема рождаемости и укрепление семейного института.

Иммиграция нам поможет?

Уже несколько лет Казахстан принимает оралманов из Китая, Монголии, Узбекистана. Для этнических казахов, вернувшихся на историческую родину, а это уже более 320 тысяч человек, предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления субсидий на приобретение жилья, выплаты социальных пособий. Но хотелось бы думать, что процесс репатриации является просто отдачей Родиной своего долга, а не попыткой увеличить таким образом численность населения. Дело в том, что иммигранты, которые приезжают в рамках национальной миграционной политики, низко квалифицированы, или же совсем не имеют квалификации. В основном, это ведущие подсобное хозяйство жители сельской местности. Большинство не знает национального письменного языка, а многие вообще неграмотны. Поэтому они не способны сразу включиться в трудовую деятельность и нуждаются в серьезной материальной и гуманитарной поддержке со стороны государства.

[inc pk='2341' service='media']

Увеличивать численность населения за счет иммигрантов - такую задачу перед собой в настоящее время действительно ставят некоторые европейские государства. Но, как правило, они принимают у себя только высококвалифицированных специалистов. Например, Чехия, которой в 2030 году, по некоторым подсчетам, не будет хватать около полумиллиона экономически активных граждан, проводит эксперимент, предложив льготный режим въезда в страну переселенцам из Болгарии, Хорватии и Казахстана. Суть эксперимента такова: иностранец должен иметь хорошее образование, должен знать чешский язык, иметь работу и, желательно, собственное жилье - тогда не через десять лет, как обычно, а уже через два с половиной года он может получить гражданство. Германия, например, открыла прямой иммиграционный коридор для программистов.

Самый главный аргумент в подобной миграционной политике - "Иммиграция ради экономики". Такой позиции придерживается даже Китай, несмотря на мировое лидерство по численности населения. Для восполнения дефицита высококвалифицированных IT-специалистов правительство Поднебесной еще в 2002 году запустило четырехлетнюю программу обеспечения страны профессиональными кадрами. Постоянный вид на жительство могут получить иностранные специалисты в области информационных технологий, биотехнологий, разработки новых технологий материалов и производства, авиации и космоса.

Казахстан тоже нуждается в высококвалифицированной рабочей силе. Слишком много высококлассных специалистов эмигрировало за границу, а отечественная система образования не способна удовлетворить потребность растущей экономики в профессиональных кадрах.

В последнее время президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не раз говорил о том, что необходимо привлекать иностранных специалистов. Государство даже выразило готовность подредактировать закон "О гражданстве" с тем, чтобы установить упрощенный порядок приема в гражданство лиц, имеющих остродефицитные специальности. Вполне вероятно, что очень скоро национальными компаниями станут иностранные менеджеры, а в вузах - преподавать иностранные педагоги.

Но все дело в том, что этих мер может оказаться недостаточно для устойчивого развития. Вряд ли Казахстан сможет соперничать с европейскими государствами в вопросах иммиграции. Если мы можем себе позволить платить заработную плату по мировым стандартам (естественно, только для эксклюзивных иностранных кадров), то качество жизни в нашей стране не на столь высоком уровне, как в Европе. И потому существует реальная опасность исхода иностранных специалистов после завершения контракта.

Рассчитывать на то, что разовые меры смогут решить назревающую проблему дефицита профессионалов, не приходится. Миграционную политику нужно выстраивать, и именно таким образом, чтобы учесть все демографические риски. Однако к такой мысли в правительстве, похоже, пока не склоняются.