Перемирие невозможно

Перемирие невозможно

В основе военных и конкурентных стратегий лежат абсолютно одинаковые принципы. К такому почти сенсационному выводу пришел Ник Скеллон, в прошлом армейский офицер, а ныне успешный преподаватель и бизнес-консультант. Имея опыт работы в таких компаниях, как Mars, Duracell, Rothmans, он быстро прошел путь от торгового представителя до члена совета директоров.

В своей первой книге Ник Скеллон сумел блестяще соединить воедино теорию конкурентных преимуществ Майкла Портера и наблюдения китайского военного теоретика Сунь-Цзы, который говорил, что выйти победителем из сотни битв можно, только зная врага и самого себя. И вот что из этого вышло.

Автор книги абсолютно убежден в том, что в основе успеха тех или иных армий и военачальников всегда лежат три основных фактора: превосходство в вооружении и тактике (ПВТ), высокое соотношение силы и пространства, а также мощные оборонительные рубежи. В бизнес-стратегии, по его мнению, есть соответствующие эквиваленты. Прежде всего, это конкурентные преимущества, которых компания достигает путем минимизации издержек, дифференциации своей деятельности и узкой специализации на рынке. Второй принцип также применим к коммерции. При прочих равных условиях победит более крупная компания или торговая марка. История наступления Microsoft на Nestcape может служить ярким примером того, насколько опасно лобовое столкновение с гигантом отрасли. Легко калькируется и третий фактор: мощные оборонительные рубежи являются основой непобедимости в бизнесе. Компании и марки, прочно занявшие место на рынке, очень трудно вытеснить оттуда, уверен Ник Скеллон. Каждый год появляются многие тысячи потребительских товаров, на их продвижение тратятся десятки миллионов долларов, а в результате 90 процентов бизнесменов терпят неудачу.

Судя по книге, времена мирной конкуренции давно прошли (если они вообще были, поскольку утверждение своих позиций на рынке - это всегда борьба, всегда война). Чего не стоит делать, уверен автор, так это определять стратегию на все случаи жизни. Но какой стратегии придерживаться - наступательной или оборонительной, идти на открытое столкновение или использовать стратегию набегов? Ответы на этот вопрос во многом определяются положением компаний на рынке и теми целями, которые они преследуют в бизнесе.

К несомненным достоинствам книги можно отнести множество живых примеров из истории развития тех или иных крупных компаний, которые имели успех или, наоборот, терпели поражение от более удачливых конкурентов. Кроме того, отвечая на проверочные вопросы в конце каждой главы, руководитель компании может выработать стратегию и тактику поведения своей компании на рынке. Книга Ника Скеллона стала настоящим бестселлером, и мы не удивимся, если очень скоро о профессионализме менеджеров будут судить по одному только факту: вооружен ли он идеями "Бизнес COMBAT".