А бензовоз и ныне там

Автозаправочные станции работают себе в убыток — утверждают их владельцы
Автозаправочные станции работают себе в убыток — утверждают их владельцы

В прошлый понедельник в Астане состоялся брифинг представителей «Казахстанской топливной ассоциации-1» (КТА-1; объединяет владельцев около 350 автозаправок РК — сеть «Гелиос» и ряд мелких заправщиков), на котором они в очередной раз заявили о двух своих больших и традиционных проблемах: низкой (а в данном случае отрицательной) маржинальности и затрудняющих работу элементах технического регулирования.

Главное, что беспокоит владельцев АЗС из КТА-1 — убытки, которые они начали нести с конца июня этого года. «Вопрос в рентабельности бизнеса, понимаете? Мы — розничные реализаторы, мы не производим, мы только закупаем у оптовиков бензин и продаем, и на сегодня идем в минус», — заявил председатель ассоциации Булат Ауетаев.

По словам менеджера-координатора КТА-1 Ертая Касенбекова, маржа реализаторов определена в 17%. В реальности в стоимости товара доля розницы несколько больше этого лимита: 5% уходит на транспортировку товара, 10% — на содержание станции, 3% — хранение ГСМ на нефтебазах. «Итого 18 процентов. Розничные реализаторы с учетом понижения цены ушли в “хороший” минус», — подытожил он.

Напомним: Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) по представлению Министерства нефти и газа (МНГ) по правилам, действующим с конца марта текущего года, регулирует предельные цены в соответствии с мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. Ежемесячно МНГ должно рассчитывать и передавать таблицы предельных цен в АРЕМ; так и произошло в прошлом апреле. Но уже с мая цены на нефть начали падать, а госорганы решили понизить потолок только с июля, о чем было заявлено 25 июня, — цены на бензин Аи-80, 92, 93 и дизтопливо снижались на 6% по каждому продукту.

По словам аналитика Института политических решений Сергея Смирнова, снижение цен произошло в самый неподходящий для заправщиков момент. «Как раз перед объявлением предельных цен на июль на несколько недель закрылся на плановый ремонт ПНХЗ. Чтобы не допустить дефицита на базах, заправщики закупили топливо впрок по старым ценам, а тут правительство произвело снижение цен», — говорит он.

Из КТА-1 уже ушли обращения в АРЕМ, МНГ, АЗК и в генпрокуратуру с просьбой проверить «законность и правомерность действий по снижению цен». По-видимому, пока положительным результатом в ассоциации похвастаться не могут: г-н Касенбеков выразил тревогу членов ассоциации относительно возможного нового снижения предельных цен на ГСМ, которое может произойти уже в будущем августе. К этому стоит добавить давнюю инициативу розничных реализаторов: чтобы АРЕМ регулировало не только розничные, но и оптовые цены.

Вторая группа проблем связана с техрегулированием этого сегмента рынка. Вот уже 10 лет спецтехника, используемая заправщиками, не выделена в отдельную категорию (нагрузка на ось у импортируемы­х бензовозов­ превышает допустимые на большинстве автотрасс РК 8 тонн, причем недозагрузка недопустима). Поэтому для провозки топлива требуется каждый раз брать платное разрешение.

Также КТА-1 намерена «инициировать через депутатов мажилиса парламента и МЧС опросы по внесению изменений в закон “О промышленной безопасности на опасных производственных объектах” в целях исключения АЗС из перечня объектов, относимых к категории опасных производственных». Это связано с практической невозможностью осуществлять свою деятельность и выполнять требования законодательства: в частности, на опасном производственном объекте не допускается деятельность лиц без соответствующей подготовки и допуска, а на АЗС невозможно исключить участие водителей автотранспорта.

План мер по решению этих проблем представители КТА-1 на брифинге не представили. «Теоретически заправщики могут организованно начать забастовку. Но это только теоретически: инициатив таких пока ими не высказывалось и вариантов, судя по всему, не рассматривалось. Они ограничились освещением своих проблем, а о плане действий, думаю, будет идти речь на круглом столе с привлечением иностранных экспертов и представителей госорганов, намеченном на осень этого года. Полагаю, что власти обратят внимание на проблемы розницы и найдут взаимоприемлемые решения», — отмечает г-н Смирнов.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?