Пенсионный рынок меняет облик

Перед накопительной пенсионной системой стоит необходимость двигаться по пути банков: переходить на международные стандарты регулирования, создавать систему риск-менеджмента и т.д.

Пенсионный рынок меняет облик

П

енсионные фонды и управляющие компании должны оперативно решать вопросы повышения эффективности управления своими инвестиционными портфелями, и это предполагает их скорейшее институциональное становление и развитие в качестве надежных и устойчивых финансовых институтов. В интервью "Эксперту Казахстан" генеральный директор Государственного накопительного пенсионного фонда (ГНПФ) Жанат Курманов подчеркнул актуальность данных вопросов.

- Для чего нужно пересматривать методику оценки эффективности управления пенсионными активами?


Жанат Курманов

- Пенсионные сбережения - "длинные" деньги. Как правило, они накапливаются в течение 20-40 лет и предназначены для использования гражданами только после достижения ими пенсионного возраста. По этой причине в развитых странах пенсионные фонды инвестируют накопления в долгосрочные финансовые инструменты. При этом инвестиционный портфель фондов тщательно диверсифицируется посредством размещения активов в разные инструменты, в том числе деноминированные в разных валютах. Все это - в целях снижения рисков инвестирования, включая страновые, валютные, ценовые и прочие риски. Основная цель, которую преследуют фонды - это сохранить сбережения, поэтому задачи снижения рисков их потери всегда превалируют над задачами обеспечения высокой доходности. К сожалению, в Казахстане методика оценки эффективности управления пенсионными активами базируется только на сравнении показателей текущей доходности фондов. Мы имеем быстрый рост невостребованных свободных денег и ограниченные возможности для их инвестирования в надежные и ликвидные инструменты внутри страны. В условиях такого дисбаланса возросли риски преимущественного инвестирования в тенговые инструменты с обесцениванием сбережений при доходности ниже уровня инфляции.

- Но ведь при инвестировании в валютные инструменты в условиях укрепления тенге доходность оказывается еще ниже?

- Понимающий вкладчик осознает, что уровень сохранности его накоплений при диверсификации инвестиций, включая инвестиции за рубежом, много выше, чем при концентрации всего портфеля только в Казахстане. Как отмечают международные эксперты, следует различать два типа инвестиционных убытков - "бумажные" и "фактические". Так, инвестирование в ценные бумаги в Казахстане с доходностью ниже инфляции приводит к невосполнимым фактическим убыткам для вкладчиков. Долгосрочное же инвестирование в высокорейтинговые ценные бумаги первоклассных иностранных эмитентов, включая бумаги иностранных государств и МФО, приводят к убыткам только по причине текущего укрепления тенге, являются убытками "на бумаге" и компенсируются в будущем. На наш взгляд, фонды должны выходить на внешние рынки и диверсифицировать свои портфели, и им уже разрешено до 40% активов размещать в бумаги иностранных эмитентов. Однако всего 1-2 фонда активно работают на внешних рынках, остальные стараются держать активы в тенговых инструментах. Для выправления этой ситуации, возможно, эффективность управления пенсионными активами на внутреннем и внешнем рынках следует оценивать на разной основе. Методику нужно менять еще и с учетом волатильности внешнего рынка. Государство заинтересовано в том, чтобы пенсионные накопления инвестировались в "длинные" инструменты, но без изменений в методике фонды будут вынуждены покупать-продавать активы, чтобы избежать текущих убытков. На самом деле, трейдингом по всему портфелю пенсионные фонды не должны заниматься, потому что это приводит к увеличению расходов фонда, и эффективность управления портфелем становится невысокой. В целом управление портфелем целесообразно оценивать в течение длительного периода, например, как предлагает АФН, в течение 36 месяцев. Это будет, на наш взгляд, правильно, потому что тогда будут снижены валютные и иные колебания доходности, которые сегодня имеют место.

- У пенсионных фондов есть четкий ориентир работать на внешний рынок?

- Фонды должны по мере сил способствовать тому, чтобы Казахстан стал конкурентоспособной страной. Республике предстоит вступать в ВТО, укреплять свои позиции на внешнем рынке, интегрировать с экономиками близлежащих стран, занимать там ниши. Финансовый сектор должен подключаться к развитию индустриально-инновационной сферы, жилищной программы и других приоритетных направлений экономической политики. Те средства, которые аккумулирует финансовый рынок, должны работать на реальный сектор экономики. В этой связи на 4-м Конгрессе финансистов Казахстана глава государства поручил правительству проработать вопрос выпуска проектных облигаций; реализовать часть государственных пакетов акций национальных компаний, в первую очередь, пенсионным фондам; ускорить принятие законодательства о секьютеризации активов, чтобы вывести на рынок новые структурированные продукты. Кроме того, были поставлены задачи по повышению ликвидности государственных ценных бумаг, возможности выпуска индексированных к инфляции долгосрочных ГЦБ. В то же время предстоит реализовывать проект по развитию Алматы как регионального финансового центра.

Однако решение этих задач потребует определенного времени. Тогда как активы пенсионных фондов очень быстро растут. Каждый месяц активы увеличиваются на 8-9 млрд тенге. И по прогнозам АФН, через три года активы фондов приблизятся к 1 трлн тенге. Решить проблему избыточной ликвидности только силами нашей экономики не получится. Пенсионные фонды будут вынуждены выходить на внешние рынки. К этому необходимо быть готовыми. И соответствующие меры для этого следует предпринять.

- Какой же все-таки потенциал есть у внутреннего рынка, чтобы он мог в большей степени переваривать внутри себя пенсионные активы?

- Сегодня мы наблюдаем дисбаланс: у нас очень хорошо развит институт инвесторов в лице банков и пенсионных фондов и есть слабо развитый рынок эмитентов. В программе развития рынка ценных бумаг банки и пенсионные фонды представляют собой категорию консервативных инвесторов. В Казахстане не хватает таких инструментов, которые бы удовлетворяли требованиям консервативных инвесторов. Нам тесно на этом рынке, но количество отечественных эмитентов в ближайшие годы не вырастет. Необходимо быть достаточно реалистичными. Перспективы мы все-таки связываем с развитием Алматы как регионального финансового центра. Нужно привлекать на внутренний рынок иностранных эмитентов из ближайших стран, тогда бы казахстанский рынок инвесторов был бы уравновешен рынком эмитентов. Потенциальный интерес у зарубежных эмитентов есть: Казахстан обладает хорошим инвестиционным климатом, дешевыми заемными средствами. Однако на уровне законодательства необходимо решить ряд вопросов, связанных с либерализацией механизма вхождения иностранных бумаг на казахстанский фондовый рынок.

- Если рынок уравновесится, тогда, возможно, будет решена проблема низкой доходности?

- Действительно, уже сейчас на уровне государства нужно решать проблему доходности по пенсионным активам. Нехватка инструментов - это одна сторона дела, другая - когда излишки денег внутри государства приводят к их обесцениванию. И снижение доходности начинается с ГЦБ. Деньги вкладчиков имеют свою цену и должны сохранять свою реальную стоимость. В соответствии с законом "О пенсионном обеспечении", государство гарантирует сохранность пенсионных накоплений с учетом уровня инфляции. Однако если не будут предприняты меры по построению реалистичной кривой доходности, тогда правительство будет нести ответственность за обесценивание пенсионных вкладов, компенсируя потери граждан из бюджета, что, конечно же, будет создавать системные риски для государства. Ситуация усугубляется тем, что если по ГЦБ выстраивается нереалистичная кривая доходности, то и бумаги корпоративного сектора тоже выстраиваются под эту кривую доходности. Часть корпоративных бумаг уже размещается на уровне, близком к показателю инфляции. Это означает, что государство в последующем будет нести ответственность по пенсионным накоплениям не только по своим бумагам, но и по бумагам корпоративного сектора. Выстраивание реалистичной кривой доходности, которая позволила бы инвестировать пенсионные накопления в финансовые инструменты, защищая активы от инфляционных рисков, безусловно, очень важно. Правительство планирует разместить бумаги, индексированные к уровню инфляции. Надеемся, что тогда кривая доходности подправится. Но этих размещений может оказаться недостаточно. По прогнозам АФН, доля индексированных ГЦБ в портфеле пенсионных фондов может составить в ближайшие 1-2 года около 1%. Сейчас Минфином разработаны новые правила эмиссии ГЦБ. Как только они будут утверждены, появится правовое поле для того, чтобы осуществлять выпуск бумаг, индексированных к уровню инфляции. Это должны быть долгосрочные бумаги, выпущенные на срок не менее 5 лет. Если объем будет увеличиваться, то лучше, если они будут со сроками погашения 10 лет и выше.

Минфином также прорабатывается вариант рефинансирования внешнего долга Казахстана за счет пенсионных активов. Можно погасить часть долга, в первую очередь, перед Всемирным банком, поскольку по остальным донорам обязательства у нас не очень большие. Идея привлекательна тем, что уже в ближайшее время мы сможем частично насытить пенсионный рынок ликвидными бумагами. Общий долг государства составляет около 3 млрд долларов США, понятно, что не весь долг можно будет рефинансировать. Но если хотя бы на четверть этих обязательств государство сможет выпустить внутренние бумаги, то это уже будет неплохо.


[inc pk='596' service='table'][inc pk='597' service='table'][inc pk='598' service='table'][inc pk='599' service='table']