Краткий курс новейшей истории

Уходящий год оказался для Казахстана достаточно спокойным и уравновешенным, лишь с небольшими вкраплениями политических скандалов и экономических разногласий

Краткий курс новейшей истории

Если судить по официальной статистике, то Казахстан развивается довольно динамично. В 2004 году объем валового внутреннего продукта ожидается на уровне 37 млрд долларов, что выше на 9% по сравнению с 2003 годом. Все три ведущих международных агентства - Moody's, Standard&Poor's и Fitch - присвоили Казахстану инвестиционный рейтинг. Президент страны Нурсултан Назарбаев недавно не без гордости подчеркнул: "Это означает, что Казахстан по этому показателю выходит на экономический уровень восточно-европейских стран, вступивших недавно в Евросоюз".

Но экономические успехи складываются из того, какие взаимоотношения у бизнеса и власти, привлекательна ли национальная почва для транснациональных инвестиций и какова вообще экономическая стратегия государства. Масштаб этих успехов опосредованно зависит и от уровня демократии в стране.

Казахстан, несмотря на декларируемую приверженность демократическим преобразованиям, выбирает постепенность. И этой тактики страна придерживается не только в политике, но и в экономике.

Плюс демократизация всей страны

VII внеочередной съезд партии "Отан" может войти не только в историю казахстанского партийного строительства, но и, без преувеличения, в разряд исторически важных событий в развитии государства. Именно на нем, 15 июня, президент страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости дальнейших политических реформ в Казахстане и обозначил приоритеты предстоящей конституционной реформы. Это довольно смелый шаг, если учесть, что Конституция страны с 1995 года оставалась неприкосновенной.

Из всех политических инициатив самая главная - увеличение численности парламента и усиление его полномочий. Президент выступил за то, чтобы законодательный орган формировал правительство через механизм парламентского большинства. По его мнению, это позволит обеспечить новый уровень влияния и контроля народных представителей за высшим органом исполнительной власти. Кроме того, парламент Казахстана уже в ближайшем будущем сможет полноценно участвовать в формировании не только Центральной избирательной комиссии, но и, возможно, Конституционного Совета. Законодательная ветвь власти получит чрезвычайные, по нынешним меркам, полномочия за контролем исполнения государственного бюджета, а также будет определять персональный состав Счетного комитета по контролю за исполнением бюджета.

Тогда же глава государства совершенно определенно высказался относительно выборности акимов. Он убежден в том, что мы не должны повторять ошибки некоторых стран СНГ, которые имеют по этой части негативный опыт, а потому, по его мнению, необходимо сохранить практику назначения руководителей областей, а также Астаны и Алматы. Но выборы акимов районного и городского уровней должны состояться не позже 2007 года.

Сентябрьские выборы в парламент прошли под знаком предстоящей конституционной реформы. Несмотря на оставленное за собой право бойкотировать выборы, оппозиционные силы им так и не воспользовались. Слишком высока была ставка в этой политической борьбе. Все отдавали себе отчет в том, что, во-первых, именно новый парламент будет закладывать фундамент для политической реформации, и от расклада партийных сил в мажилисе во многом зависит, какие изменения будут внесены в Конституцию. Во-вторых, парламенту, занимающемуся конституционными реформами, возможно, выпадет судьба впервые избирать премьер-министра. И парламентское большинство сможет провести на эту должность своего представителя.

Парламентские выборы состоялись в срок, но их оценки были противоречивы. Большинство международных наблюдателей отметили, что выборы прошли на должном уровне. Если и были зафиксированы отдельные недостатки, то они устранялись в процессе голосования. Иную точку зрения высказала миссия ОБСЕ, которая, в целом признав улучшение организации выборов, подчеркнула, что они не соответствовали стандартам ОБСЕ. И только оппозиционная партия "Ак жол" обнародовала резкое заявление, в котором подчеркнула, что действующая власть продемонстрировала свою неготовность к честной конкуренции.

Победу на выборах одержала партия власти "Отан", которая в 77-местном законодательном собрании занимает 53 кресла. Единственное место, которое акжоловцы завоевали в ходе выборов по партийному списку, остается вакантным до сих пор - никто не пожелал работать в монолитном и легко управляемом парламенте. От нового депутатского мандата отказался спикер мажилиса прежнего созыва, сопредседатель партии "Отан" Жармахан Туякбай, назвавший выборы фарсом.

Теперь перед страной остро стоит вопрос: как наладить сотрудничество между различными политическими силами? Накануне президентских выборов страна не может скатиться в омут политических разногласий. Раньше площадкой для межпартийного диалога являлось постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества (ПДС). Политическая элита активно участвовала в разработке некоторых важных законопроектов, в частности, "О выборах", решала другие важные политические вопросы. Однако главным недостатком работы ПДС было отсутствие механизма реализации выработанных решений.

Теперь функции выработки политически важных решений возложены на национальную комиссию по развитию демократии, которая является преемником ПДС, но статус которой значительно повышен, поскольку ее курирует глава государства. По сути, это надпарламент, поскольку в нацкомиссию включены лидеры всех двенадцати зарегистрированных политических партий. И задачи, стоящие перед Нацкомиссией отнюдь не рядовые - именно она будет, говоря официальным языком, претворять демократические инициативы президента в жизнь: это и наделение парламента большими полномочиями, и завершение работы по децентрализации госуправления, и усиление борьбы с коррупцией.

Однако не только радикальная оппозиция в лице коммунистической партии и Демократического выбора Казахстана, но и умеренная - "Ак жол" выражают сомнение в целесообразности участия в Нацкомиссии по демократизации. В противовес ей они сформировали Координационный совет оппозиционных демократических сил (КСДС).

То, что КСДС имеет перспективу только в случае сотрудничества с Национальной комиссией - совершенно очевидно. Но сегодня КСДС выдвигает власти заведомо невыполнимые условия - признать нелегитимной законодательную ветвь власти, освободить и реабилитировать политических узников. Только тогда, говорит председатель КСДС Жармахан Туякбай, "мы готовы сесть за стол переговоров по вопросам дальнейшей демократизации нашей страны". В то же время партия "Ак жол" уже объявила о своем намерении участвовать в выборах акимов сельских округов и поселков, намеченных на 2005-2007 годы. То есть фактически умеренное крыло оппозиции готово к сотрудничеству с действующей властью. Однако когда и на каких условиях состоится такое взаимодействие, пока неясно. Можно лишь предположить, что объединяющим звеном станет сам президент, который постоянно призывает все политические силы к консолидации.

Между тем в Нацкомиссии уже созданы рабочие группы по разработке проекта государственной программы конституционных реформ. Еще одна рабочая группа займется разработкой предложений, направленных на повышение роли и расширение полномочий парламента.

Конституционная реформа, по идее, должна пройти до выборов президента, которые состоятся в 2006 году. Главное условие - общественное согласие. Поэтому очень своевременным оказалось заявление крупнейших банков Казахстана не участвовать в деятельности и финансировании политических партий. Обращение подписали руководители семи крупнейших коммерческих банков республики: "АТФ Банк", "ТуранАлем", "ЦентрКредит", "Евразийский банк", "Казкоммерцбанк" (ККБ), "Народный банк" и "Нурбанк". Банки считают недопустимым участие финансовых институтов в деятельности и финансировании политических партий и дали обещание последовательно проводить эту линию в своей практической деятельности в целях обеспечения общественно-политической стабильности.

У этого публичного заявления есть своя предыстория. Как известно, нарекания со стороны Нурсултана Назарбаева в адрес банков прозвучали еще в конце 2003 года, когда он ясно дал понять, что те должны заниматься бизнесом, а не политикой, и поручил проверить финансовые институты на предмет уплаты налогов. Весной 2004 года в крупнейших банках начались комплексные проверки. В результате, "Казкоммерцбанку" предъявлены налоговые претензии на сумму 4 млрд тенге, или около 30 млн долларов. И хотя руководство банка отрицало политическую составляющую претензии, есть версии, что именно финансирование партии "Ак жол" вызвало интерес государства к финансовой деятельности ККБ. Внешне, конечно, все было безупречно - налоги доначислили и другим банкам. Общая сумма претензий составила свыше 10 млрд тенге.

И еще одно политическое решение нельзя оставить без внимания. Президент Казахстана поставил перед правительством задачу создать государственный холдинг по образцу сингапурского Temasek, в который войдут важные государственные компании. Так что Казахстану предстоит не только модернизировать власть, но и оптимизировать управление государственной собственностью с тем, чтобы сделать ее эффективной и прозрачной.

В контексте предстоящих выборов это представляется стратегически важным решением. Самым главным политическим итогом создания мегахолдинга станет прорыв на фронте борьбы с коррупцией. И хотя еще ни одной стране мира не удалось победить это зло, мы получим еще одно доказательство того, что президент умеет претворять в жизнь самые грандиозные политические проекты.

На пути к технократии

Уходящий год оставил ощущение, что власть ведет целенаправленную и последовательную политику в экономике по отстаиванию национальных интересов. Строже стали оцениваться нефтяные проекты - с точки зрения уплаты налогов и экологических требований. Этим летом была арестована за долги плавучая буровая платформа "Сункар", принадлежащая американской компании Parker Drilling, являющейся подрядчиком международного консорциума Agip KCO. Примерно в это же время у финансовой полиции возникли претензии к дочерним структурам BG и PetroKazakhstan.

Астана стремится усилить позиции государства в казахстанском нефтегазовом секторе. Весной текущего года глава правительства Даниал Ахметов дал понять, куда стремится власть - до января 2004 года доля государства в будущих чистых доходах нефтяных операций составляла всего 25%, а должно быть больше половины. В России доля государства в доходах от нефтяных операций составляет 80%, в Нигерии - 85%. Казахстан будет постоянно увеличивать свою долю в чистых доходах при нефтяных операциях, отметил премьер.

С этих позиций президент республики принял законодательную поправку, согласно которой государство получает приоритетное право на приобретение отчуждаемого права недропользования. Для этого правительство должно предложить условия не хуже, чем другие покупатели. Законодательство было пересмотрено после долгих споров и бесконечных переговоров в течение всего года. Спорили, по сути дела, о том, кто станет счастливым обладателем доли BG в Северо-Каспийском проекте - 16,7%. Власть решила перехватить инициативу во что бы то ни стало. Чтобы сбалансировать ситуацию Нурсултан Назарбаев пообещал учитывать рекомендации иностранных инвесторов при налогообложении нефтяных операций.

Вообще, налоговые поблажки остаются лучшей приманкой для инвестиций. Правительство возвращается к ним, несмотря на то, что в конце 90-х стремилось отказаться от льгот. Однако есть стратегические задачи, в частности, развитие несырьевых отраслей, инновационные сферы экономики, которые без льгот не решить. Чтобы осуществить переход от простой добычи сырья к технологической революции, нужны зарубежные капиталы и опыт. Для повышения привлекательности инвестиционного климата в несырьевых секторах правительство предложило освободить от корпоративного подоходного налога вновь созданные предприятия, осуществляющие деятельность исключительно в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств.

И хотя до сих пор нет ясного представления, какие капиталовложения потребуются для создания технопарков и кластеров, в 2004 году оформилась сама идея инновационного движения. Будет пять кластеров: "Информационные технологии", "Биотехнологии", "Переработка сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственное машиностроение", "Нефтехимия и химия", "Металлургия и редкоземельные металлы". Научно-технические разработки позволят Казахстану продвинуться к следующей ступени эволюции: постиндустриализму.

Увлекшись становлением научно-производственных комплексов, государство несколько упустило из виду, что есть огромный внутренний инвестиционный ресурс, который также можно использовать для становления в стране технологических проектов. Средства Национального фонда превысили 4,5 млрд долларов и инвестируются в зарубежные активы. То же самое происходит с пенсионными накоплениями и финансами банков. Ликвидность на рынке растет, но реальная польза для экономики от этого не ощущается. Власть так и не нашла схемы и механизмы, которые могли бы удовлетворить все стороны, заинтересованные в том, чтобы накопления начали работать. Банки и пенсионные фонды не против того, чтобы вкладывать средства в реальный сектор экономики, а производственным компаниям нужны инвестиции. Вместо того, чтобы создать условия для активизации работы денег внутри страны, власть избрала пассивный вариант зарабатывания - экспортирует отечественные капиталы, опасаясь, что, оставшись в стране, они приведут к перегреву экономики.

Отсутствие условий для эффективного вложения национальных капиталов в экономику республики объясняет активную экспансию казахстанских банков за рубеж. Текущий год ознаменовался новыми приобретениями казахстанских банков в ближнем зарубежье. "АТФБанк" завершил приобретение контрольного пакета акций частного киргизского "Энергобанка" и высказал намерение войти в капитал российского коммерческого банка. "ТуранАлем" купил 9,99% в украинском "Трансбанке". У Народного банка появился дочерний банк в Киргизии. Что касается пенсионных фондов, то для них расширяются возможности для вложения активов в иностранные ценные бумаги. За рубежом кредитные рейтинги выше, чем в Казахстане, и риски меньше. Государство могло бы взять часть рисков на себя и тем самым решить проблему оттока капиталов из страны.

Финансирование технологичных проектов на должном уровне (при использовании ресурсов банков, пенсионных фондов и Нацфонда) ускорило бы позитивные изменения в структуре ВВП - увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью. Очевидно, что на этом и строятся планы правительства увеличить объем ВВП к 2015 году в 3,5-3,8 раза.

В текущем году заложена основа технократического роста экономики - созданы Банк развития, инвестиционный и инновационный фонды. Эти вспомогательные инструменты создадут стимул для появления новых бизнес-проектов в инновационной сфере, к финансированию которых должны быть подключены бюджетные ресурсы, инвестиции банков и зарубежных инвесторов.

Оптимистичные нотки для бизнеса

Для представителей казахстанского бизнеса 2004 год прошел достаточно спокойно. Государство особо не вмешивалось в дела бизнеса, предприниматели, в свою очередь, старались не участвовать в различных политических играх.

Среди знаковых событий 2004 года прежде всего можно назвать долгожданную либерализацию телекоммуникационного рынка. В июле национальная компания "Казахтелеком" де-юре утеряла монопольный статус. У альтернативных операторов связи, действующих в ограниченном режиме, появилась возможность активизировать свою деятельность в сфере услуг дальней связи. В частности, получив лицензию, они имеют право напрямую заключать договоры с зарубежными компаниями и предоставлять услуги связи по стандартным голосовым каналам. Этот шаг продиктован, в числе прочего, одним из требований ВТО, согласно которому монопольное присутствие государственных компаний на рынке неприемлемо.

Ранее "Казахтелеком" регулировал тарифы путем перекрестного субсидирования убыточной местной и сельской связи за счет высокодоходной международной и междугородной. Начало демонополизации привело к повышению абонентской платы на 20% и снижению тарифов на дальнюю связь на 20%. Процесс ценового ребалансирования завершится в 2007 году. Полная либерализация рынка связи, как планируется, произойдет в течение следующего года.

В целом события на телекоммуникационном рынке страны стали одними из наиболее цитируемых в бизнес-новостях. Покупка за 350 млн долларов 100% акций ТОО "КаР-ТеЛ", владельца брендов K'mobile и Excess, российской компанией "Вымпелком" позволила говорить о хороших перспективах сотовой связи в стране. Компания пообещала внедрить в Казахстане свою унифицированную бизнес-модель для IT, маркетинга, продаж, обслуживания клиентов, биллинга и развития сети, используя свой опыт ведения операций в России. Естественно, что обострение конкурентной борьбы приведет к тому, что аналогичные действия по модернизации оборудования и сервисному обслуживанию клиентов предпримут и другие компании сотовой связи. По мнению представителей "Вымпелкома", рынок мобильной связи в Казахстане имеет хорошие перспективы для роста.

До сих пор остается загадкой, кто станет партнером "Вымпелкома" на казахстанском рынке. Напомним, что, заявляя о приобретении полного пакета акций "КаР-ТеЛ", генеральный директор "Вымпелкома" Александр Изосимов уточнил, что компания ведет переговоры с потенциальным партнером в Казахстане с целью продажи ему миноритарной доли акций "КаР-Тел", вплоть до 50% минус одна акция. Сделку планировалось совершить до конца текущего года, однако в начале декабря, презентуя итоги работы компании за год, представители "КаР-ТеЛ" лишь подтвердили, что подобные переговоры ведутся, так и не назвав партнера.

В 2004 году на динамично развивающийся рынок ритейла пришел один из крупнейших дискаунтеров - российская торговая сеть "Пятерочка". Казахстанская компания "Дала Инвест" приобрела бренд по договору франчайзинга. Таким образом, у сетей дискаунтерного формата Skif Sauda и Gros появился мощный конкурент. Менее чем за год в Алматы открылось 13 магазинов "Пятерочка". До конца 2005 года компания намерена увеличить свою сеть более, чем в два раза: не менее 30 магазинов эконом-класса.

Отметим, объем розничного товарооборота в целом по республике за январь-ноябрь 2004 года составил 986,2 млрд тенге, что на 17,6% выше, чем за аналогичный период 2003 года. При этом очевидна тенденция вытеснения базаров современными форматами торговли, особенно в Алматы, где розничный товарооборот составляет треть от всей розницы по республике.

На настоящий момент не решена судьба еще одного знакового для казахстанского бизнеса проекта по переработке карачаганакского газа. Где его будут перерабатывать: на собственном газовом заводе, построенном на Карачаганаке, или на Оренбургском газоперерабатывающем заводе в России? Переговоры с участием заинтересованных сторон обеих стран шли в течение всего года. В начале октября премьер-министры России и Казахстана Михаил Фрадков и Даниал Ахметов, по итогам встречи в Астане, заявили, что место, где будет перерабатываться карачаганский газ, определится исключительно с учетом "экономической эффективности", без примеси каких-либо политических соображений. Цена вопроса - примерно 1 млрд долларов. По примерным оценкам экспертов, строительство своего завода обойдется Казахстану в 1,2-1,3 млрд долларов. На модернизацию оборудования на Оренбургском НПЗ, которая позволит увеличить мощности переработки, потребуется примерно 350 млн долларов. Впрочем, перерабатывая газ собственными силами, Казахстан получит больше доходов при его последующей продаже.

Если рассматривать проблемы казахстанского бизнеса в целом, то предприниматели прежде всего отмечают неравные условия, которые государство создает для отечественных и иностранных инвесторов. По словам бизнесменов, принятый в 2003 году закон "Об инвестициях" должен был уравнять в правах зарубежных и казахстанских инвесторов. Однако то, как развивалась ситуация в этой сфере в 2004 году, наглядно показало: иностранные инвесторы по-прежнему считаются привилегированным классом.

По данным Форума предпринимателей, озвученным на одном из последних круглых столов с участием представителей правительства и бизнес-структур, закон сохранил неизменность ранее заключенных контрактов. Известно, что в соответствии с этими контрактами, иностранные инвесторы получили существенные налоговые преференции. В результате, отечественные и зарубежные компании, работающие в одной отрасли, получили различную налоговую нагрузку, понятно, не в пользу местных бизнесменов.

В числе других проблем, которые не удалось решить в уходящем году, казахстанские бизнесмены называют также достаточно сложное для понимания и изобилующее нестыковками законодательство страны, регулирующее деятельность отечественного бизнеса, высокую стоимость кредитных ресурсов, бюрократизм чиновников, а также достаточно слабые рабочие взаимоотношения с правительством страны.

В подготовке материала принимала участие Сауле Амирбекова