Приказ - лететь на север

Предстоящий перенос международных рейсов в северную столицу со второй половины 2005 года крайне обеспокоил общественность Алматы. Бизнес-ассоциации как международные, так и казахстанские считают, что подобное решение негативно повлияет на развитие финансового и туристического потенциала южной столицы

Приказ - лететь на север

Председатель Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Алтынбек Мамбетов сообщил "Эксперту Казахстан", что рейсы иностранных авиакомпаний, начиная с зимнего сезона 2005-2006 года, будут осуществляться в Астану. Далее пассажиры смогут отправиться казахстанскими авиакомпаниями по всем крупным городам и областным центрам. Уже на нынешний год из бюджета выделяются субсидии в размере 4,5 млн долларов на дотацию рейсов, связывающих столицу с областными центрами.

По утверждению представителей Комитета гражданской авиации, предпосылками для перевода рейсов из Алматы в Астану стало и удобное географическое расположение столицы, и необходимость развития аэропорта Астаны для привлечения транзитного потока, в особенности в направлениях Европа-Китай, Европа-Южная Корея, Европа-Япония. Кроме того, предполагается сделать столичный аэропорт крупнейшим хаб-центром в Центральной Азии. Господин Мамбетов говорит, что большинство пассажиров иностранных авиакомпаний, прилетающих в Алматы, вынуждены "практически лететь в обратном направлении", чтобы добраться до своих конечных пунктов назначения. Все необходимые уведомления, со слов председателя Комитета гражданской авиации, уже направлены по дипломатическим каналам в адрес внешнеполитических ведомств контрагентов, чьи авиакомпании выполняют полеты в Казахстан.

Первыми усомнились в правильности решения о переводе международных авиарейсов из Алматы в Астану представители иностранных авиакомпаний и международных бизнес-сообществ. Они обеспокоены как отразится такое решение на развитии их бизнеса. Из наших источников в авиакомпаниях, совершающих рейсы в Казахстан, мы узнали, что многие авиаоператоры не исключают вероятность своего ухода с казахстанского рынка, если правительство примет окончательное решение о переносе рейсов.

Бизнес-сообщества - "против"

Первой свое несогласие с принятым решением выразила Европейская бизнес-ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК). "Казахстан обратился к Европейскому союзу с просьбой о присуждении статуса рыночной экономики. Наша страна планирует вступить в ВТО. Эти процессы будут значительно осложнены, если предполагаемое решение о переводе международных рейсов из Алматы в Астану будет принято", - предположила на рабочей встрече бизнес-ассоциаций в Алматы исполнительный директор ЕВРОБАК Юлия Кусиди.

- Представители Европейской комиссии встречались с вице-министром индустрии и торговли Жанар Айтжановой, которая ведет переговоры о вступлении Казахстана в ВТО. Она заверила их в том, что в этом вопросе будут учтены интересы бизнеса и инвесторов. Кроме того, ЕВРОБАК совместно с Американской торговой палатой проводит опрос среди представителей иностранных компаний о разумности переноса авиарейсов и готовит аргументированное обращение в правительство.

Крайне обеспокоены высказываниями председателя Комитета гражданской авиации Казахстанская туристская ассоциация (КТА) и Казахстанская ассоциация гостиниц и ресторанов (КАГиР), которые объединяют более 100 организаций сервисной инфраструктуры Алматы. По словам исполнительного директора КТА и КАГиР Рашиды Шайкеновой: "Алматы является туристским центром нашего государства. Так сложилось исторически. И отмена международных авиарейсов в алматинский международный аэропорт приведет к значительному уменьшению потока иностранных туристов в наше государство. А это повлечет увеличение безработицы, поскольку туристские и гостиничные предприятия будут вынуждены сокращать штаты, и существование многих наших предприятий будет поставлено под вопрос. По мнению господина Мамбетова, только треть пассажиров летит в Алматы, а остальные в Астану и регионы. Приведенные данные, по нашему мнению, не соответствуют действительности. В настоящий момент КТА направила письма-запросы в головные офисы международных авиакомпаний с целью получения объективной информации по количеству пассажиров, прибывающих в южную столицу".

У КТА также вызывает недоумение несогласованность действий Минтранскома с действиями правительства, которое еще в 1998 году обозначило особый статус города Алматы.

Полностью поддерживает инициативу по формированию столичного аэропорта в качестве основных воздушных ворот страны лишь авиакомпания Air Astana, для самолетов которой аэропорт Астаны является базовым. По мнению сотрудников Air Astana, новая программа перевода предполагает развитие удобной сети внутренних маршрутов из Астаны во все региональные центры Казахстана и высокую частоту стыковочных рейсов из Астаны и Алматы. При этом время перелета из Европы в Астану меньше, чем в южный мегаполис, поэтому повышения стоимости авиаперевозок для пассажиров, следующих до Алматы, не ожидается.

Перенос рейсов обусловлен также и запуском такого важного для страны объекта, как новый аэропорт. По неофициальным подсчетам, будущий международный хаб обойдется бюджету примерно в 300 млн долларов. По данным Комитета гражданской авиации, пропускная способность нового аэровокзала составит 1200 пассажиров в час. "Безусловно, казахстанцев радует расцвет нашей столицы, и ввод в эксплуатацию нового международного аэропорта в Астане является несомненным тому подтверждением. Но почему это непременно должно повлечь за собой уничтожение отрасли в другом регионе?" - недоумевают в Алматы.

Пример для подражания

Вполне вероятно, что могут последовать ответные меры относительно Казахстана со стороны тех стран, авиакомпаниям которых придется сокращать свои рейсы или вообще сворачивать свой бизнес в Казахстане. По имеющейся информации, иностранные авиаперевозчики объявили о готовности открыть дополнительные рейсы на Астану, не отменяя при этом рейсов в Алматы, но Министерство транспорта и коммуникаций никак не отреагировало на это предложение. Не исключено, что авиакомпании начнут совершать рейсы в Бишкек, откуда до Алматы можно доехать на автобусе всего за три-четыре часа. Подобная возможность, по данным "Эксперта Казахстан", сейчас обсуждается в столице Киргизии представителями авиакомпаний с представителями государственных структур.

В мировой практике существуют примеры разумного подхода к проблеме организации международного авиасоообщения. По словам генерального директора пятизвездочного отеля Regent Almaty Умит Эруйсана, аналогичные ситуации были в Турции (Анкара и Стамбул), Германии (Берлин и Франкфурт-на-Майне), а также в Голландии и Таиланде. "Открытие рейсов в Анкару не привело к отмене международных рейсов в Стамбул. Основной поток международных рейсов сконцентрирован в Стамбуле, несмотря на что, что Анкара является столицей страны. В Стамбуле каждые 2-3 минуты садятся самолеты, тогда как в Анкаре только 1-2 рейса в сутки", - рассказал на рабочей встрече бизнес-ассоциаций г-н Эруйсан.

Давайте жить по разумным законам рынка

Бизнесмены, безусловно, правы в том, что если Казахстан считает себя экономически рыночной страной, то правительство вообще не должно участвовать в решении подобных вопросов. Рынок должен сам диктовать условия: куда и сколько совершать рейсов.

Перевод международных рейсов, несомненно, укрепит позиции Air Astana. Но развитие бизнеса других авиакомпаний окажется под большим вопросом. По данным пресс-службы Air Astana, при реализации программы перевода международных рейсов компания планирует увеличить частоту ежедневных сообщений между Алматы и Астаной до 56 еженедельных рейсов (с ноября прошлого года их количество увеличилось с 19 до 26 в неделю). Вряд ли, при таком монопольном раскладе авиаперевозчик не будет в будущем поднимать стоимость на свои услуги.

Перенос международных рейсов из Алматы в Астану ставит под вопрос и рентабельность алматинского аэропорта. А сегодняшний уровень инфраструктуры Астаны абсолютно не готов к тому, чтобы обслужить тот поток пассажиров, который собираются направить в северный аэропорт.

Декларируя статус Алматы как финансового центра Центральной Азии, правительство Казахстана заявляло о создании всех необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности южной столицы. Премьер-министр страны Даниял Ахметов не раз подчеркивал, что "для создания современного финансового центра необходимо усовершенствовать инфрастуктуру города, улучшить условия для туризма и отдыха". По статистическим данным за 2004 год Комитета по регулированию торговой и туристкой деятельности Министерства индустрии и торговли РК, в Алматы сконцентрировано порядка 400 туркомпаний из 660 по стране, 50 гостиниц из 260. И будет ли будущее у туристического кластера, который планируется образовать в Алматы, который должен стать пилотным и перспективным среди 150 конкурентоспособных отраслей?