Сократить риск в менеджменте

Банковский сектор Казахстана сначала сделал большие успехи, сумев привлечь миллиарды долларов населения и вложив их в экономику страны. И только потом занялся сохранением успеха и построением полноценной защиты активов

Сократить риск в менеджменте

Залог стабильности банковского сектора

Развитие Алматы как финансового центра, помимо послаблений налогового и валютного режимов, требует готовности казахстанских финансовых компаний быть предсказуемыми и устойчивыми. Достичь подобного состояния можно, применяя систему контроля и управления рисками - процесса, включающего четыре основных элемента: оценку и измерение риска, контроль и мониторинг риска.

В структуре зарубежных банков и финансовых организаций давно уже существуют управления риск-менеджмента, анализирующие деятельность бизнес-подразделений, косвенно их контролирующие и подчиненные непосредственно руководству. Основной их задачей является предоставление руководству компании рекомендательной информации на каждом этапе принятия бизнес-решений. Существует даже система глобального управления рисками - рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору. Рекомендации представляют собой набор критериев, по которым идет сравнение состояния риск-менеджмента отдельного банка к требуемому международной практикой уровню. Соответствие требованиям Базеля говорит о наличии у банковской организации принятой международным банковским сообществом системы защиты от рисков и делает банк более привлекательным в глазах партнеров и инвесторов. Неслучайно западные банки рассчитывают показатели достаточности капитала своих контрагентов на основании положений Базельского комитета. В идеале национальные системы управления банковскими рисками должны соответствовать требованиям Базеля. Польза от этого однозначная: при анализе кредитного рейтинга банка международные рейтинговые агентства будут руководствоваться именно рекомендациями Базельского комитета. Кроме того, использование потенциала системы управления рисками на макроуровне способно решить общеказахстанскую проблему - обеспечить прозрачность компаний и рынка в целом. Поэтому первоочередной задачей казахстанских финансовых организаций является формирование надежной системы защиты от различных видов рисков.

В Казахстане риск-менеджмент находится лишь в начале своего развития. Датой его официального рождения можно считать 30 декабря 2003 года, когда Национальный банк утвердил инструкцию о требовании и наличии систем управления рисками и внутреннего контроля для коммерческих банков. Документ был подготовлен при участии консультантов USAID и представителей "большой четверки" независимых международных аудиторов. Поэтому инструкция соответствует зарубежной практике и предусматривает принятые на Западе процедуры риск-менеджмента. Этот документ является стандартом для построения системы управления рисками в банках второго уровня, и на ее базе внешние аудиторы будут формировать суждение о правильности и эффективности работы риск-менеджмента в банке.

Однако, по признанию казахстанских риск-менеджеров, отсутствие в группе разработчиков инструкции отечественных специалистов привело к тому, что большая часть ее положений не соответствует уровню подготовленности банковского сектора к их точному исполнению. Так же, по мнению специалистов, практическое исполнение принципов затруднено разночтением части формулировок и норм этого документа.

Кроме того, инструкция лишь устанавливает универсальные требования по организационным вопросам и практическим процедурам управления рисками общего характера. Внедрение специфических методик управления рисками и программного обеспечения переложено на плечи самих банков. Вследствие чего у риск-менеджеров скопилось много вопросов по поводу тех же методов измерения рисков, что приводит к различным подходам финансовых институтов к решению вопроса внедрения системы управления рисками. Понятно, что система управления рисками индивидуальна для каждого банка и должна разрабатываться им на основе собственной стратегии развития, видов и объемов проводимых на рынке операций, также как и время ее внедрения. Однако необходимость введения на рынке унифицированных методов оценки риска для банков неоспорима - это избавит их от возможно необоснованных претензий со стороны уполномоченного органа. Ведь в отсутствии единых утвержденных стандартов всегда можно найти повод для признания стандартов конкретной организации некорректными.

Казахстанским "рисковикам" придется разрабатывать собственные методики оценки риска. Западные, а также адаптированные к ним российские методики мало подходят для отечественного применения, так как они отрабатывались в течение многих лет, корректируясь и дополняясь в соответствии с практическим опытом национальных финансовых систем. Классификация рисков во всем мире одинаковая, но разные - экономическая среда, клиенты и условия хозяйствования. В этом случае чужие критерии методики оценки рисков не могут отражать реальную картину. Их можно позаимствовать как основу для собственных методик.

Кроме того, используемые на Западе методики количественной оценки и моделирования рисков базируются на анализе большого объема различной статистической информации, как минимум за последние 5-10 лет. На казахстанском же рынке информационные базы только начинают формироваться.

Где интерес собственников?

Желание уполномоченного органа минимизировать риски банковского сектора естественно: среди стран СНГ Казахстан один из прогрессивных финансовых лидеров, и терять этот статус не хочется. В то же время вопрос стабильности и защищенности должен волновать не столько надзорные органы, сколько самих владельцев бизнеса. Однако главным препятствием развития риск-менеджмента на сегодняшний день является непонимание и неприятие части топ-менеджеров и акционеров значения системы управления рисками. Получение прибыли - основная задача, на которую нацелена работа многих подразделений, в связи с чем система риск-менеджмента рассматривается как фактор, мешающий этому. На практике это приводит к конфликтам с теми же плановым и бюджетным подразделениями. Анализ рыночных рисков приводит к необходимости пересмотра кредитной политики, провоцируя конфликт интересов с кредитным подразделением, заинтересованным в предоставлении кредитов с высоким конкурентным преимуществом, а значит и повышенным риском для банка.

Шаткость положения риск-менеджеров подтверждает исследование Азиатским Банком Развития оценки качества и полноты практики управления рисками казахстанских коммерческих банков. Анализ показал, что во многих банках еще не до конца понимается роль совета директоров и правления в отношении рисков, не уделяется внимание эффективному управлению кредитным риском, а также то, что банки второго уровня не совсем соответствуют требованиям инструкции. Поэтому в рамках дистанционного надзора необходимо осуществление мониторинга и применения к банкам мер воздействия за полноту исполнения норм инструкции. Агентством финансового надзора уже даны рекомендации внешним аудиторам по обзору соответствия систем управления рисками банков второго уровня. В будущем агентство планирует отойти от практики аудита и внедрить механизм самооценки самими банками, что позволит "более оперативно оценивать недостатки в системах управления рисками и выявлять на ранних стадиях подверженность банков дополнительным рискам".

Кадровый потенциал

Другим фактором, тормозящим развитие риск-менеджмента, можно назвать недостаток эффективного программного обеспечения. Хотя большинство крупных банков уже установили у себя соответствующие программные продукты, все же работа по адаптации софтов под операционную деятельность банков будет продолжаться еще длительное время. Причина тому - несовпадение, а зачастую и отсутствие информационных и методологических стандартов.

Но самой насущной проблемой, которую в один голос называют "рисковики", является отсутствие опыта у персонала и недостаток специфических знаний. Ведь если те же россияне сначала изучили теорию риск-менеджмента и только затем перешли к практическому ее использованию, то в Казахстане риск-менеджмент был внедрен сверху волевым решением Национального банка, вследствие чего многие "рисковики" обладают первичным опытом, но не владеют необходимыми знаниями.

Интересно, что российские специалисты риск-менеджмента в большинстве своем выпускники факультетов математики и физики, многие имеют научную степень. В казахстанские подразделения риск-менеджмента пришли экс-сотрудники кредитных отделов, аналитики, казначеи и другие банковские специалисты. Поиск информации привел риск-менеджеров к необходимости осуществления взаимообмена мнениями. Почти год существует неформальное объединение специалистов-рисковиков, основной идеей которого является общение между специалистами с целью обсуждения текущих вопросов профессиональной деятельности. "Основная цель нашего объединения - формирование стандарта казахстанского риск-менеджера, который бы соответствовал требованиям международной практики", - говорит Эльдар Исатаев, председатель Клуба риск-менеджеров. Основное внимание сейчас уделяется созданию унифицированного подхода к системе управления рисками. В активе клуба - изучение и анализ инструкции с подготовкой предложений о внесении некоторых дополнений, которые были переданы на рассмотрение Национального банка.

Это один из немногих прецедентов на рынке, когда инициатива "снизу" привела к созданию рабочей группы по риск-менеджменту с участием представителей Агентства финансового надзора, Ассоциации финансистов и независимых аудиторов. В конце 2003 года большая часть членов клуба была включена Агентством в рабочую группу по вопросам совершенствования системы управления рисками в финансовом секторе, в рамках которой в 2005 году планируется проведение активной работы.

В настоящее время члены клуба стремятся получить сертификацию PRM (профессиональный риск-менеджер) для признания на международном рынке. "Международное сообщество профессиональных риск-менеджеров готово делиться ресурсами и опытом с развивающимися рынками, что даст отечественным специалистам возможность пользоваться наработанными методиками и этическими стандартами", - говорит один из организаторов клуба Аклима Арипова. "Учитывая особый статус в компании риск-менеджера и возможности конфликта интересов в плане принципиальности позиций "рисковика" при взаимоотношении с клиентом и руководством, перед нами в скором времени встанет вопрос принятия кодекса этики, учитывая, что это является общепринятой международной практикой".

Страховой и пенсионный рынки

В отличие от банковского риск-менеджмента, в страховом бизнесе построение системы управления рисками отдано на откуп страховым компаниям. Поэтому каждая компания самостоятельно формирует риск-менеджмент, исходя из опыта своей работы и профессионального взаимодействия с иностранными партнерами. Единая методика оценки рисков отсутствует. Как правило, при оценке используются базовые западные тарифы, адаптированные под свои требования. Как и в банках, страховщики испытывают кадровый дефицит: риск-менеджеров готовят непосредственно на рабочих местах, где основной формой обучения становится самообразование; стажировки в крупные западные и российские компании; внутренние семинары, куда приглашаются известные специалисты.

Недалеко от страхования в плане развития риск-менеджмента ушел пенсионный сектор, что обусловлено государственной стратегией развития накопительной пенсионной системы. Ставя первоочередной задачей сохранение пенсионных накоплений, государство установило жесткие пруденциальные нормативы их инвестирования. Соответственно риски небольших (работающих на внутреннем рынке) и крупных (ориентированных как на внутренний, так и на внешний рынки) пенсионных фондов разнятся. Крупные пенсионные фонды, имея возможность размещать часть активов на международных рынках капитала, сталкиваются с форекс-рисками (при операциях по получению дохода от разницы курсов валют), валютными рисками. Поэтому подразделения риск-менеджмента в крупных фондах уже сформированы и сталкиваются с проблемами, аналогичными в страховом и банковском секторах. Так, по мнению Владимира Ли, начальника отдела исследования финансовых рынков и управления рисками АО "Государственный накопительный пенсионный фонд", медленное развитие риск-менеджмента обусловлено нехваткой именно казахстанских специалистов-рисковиков, знающих специфику местного рынка и конкретного финансового субъекта. "Риск-менеджер это профессиональный финансист, в совершенстве владеющий математическим аппаратом и знаниями IT-технологий в финансовой сфере", - считает г-н Ли. Еще одной проблемой, по мнению представителей пенсионных фондов, является дорогостоящее программно-техническое обеспечение и его внедрение, вследствие чего казахстанские пенсионные фонды попадают в "замкнутый круг": ПО дорогое, внедрять его и поддерживать операционный режим работы - еще дороже, специалистов практически нет.

По мнению пенсионщиков, инструкция Национального банка процентов на 60% неприменима к использованию в пенсионных фондах, и фонды индивидуально разрабатывают системы управления рисками. По оценкам экспертов, на создание и отработку системы риск-менеджмента в финансовых компаниях уйдет 2-3 года. Еще дольше придется ждать, когда для менеджмента, собственников бизнеса и коллектива подразделение риск-менеджмента станет действительно равноправной структурой.