Достояние республики

Главное богатство страны - не нефть, а люди. Исходя из этого постулата, Казахстану необходимо переориентировать инвестиционные потоки и часть из них направить в извечно страдающую от недофинансирования социальную сферу

Достояние республики

В начале февраля правительство отчиталось перед президентом об основных итогах социально-экономического развития страны в 2004 году и наметило приоритетные задачи на текущий год. Экономические успехи не вызывают почти никаких сомнений - лишь настораживает тот факт, что сырьевая отрасль развивается динамичнее, чем любая другая. Но и здесь премьер дал понять, что ответственности за умение правительства развивать факторы конкурентоспособности национальной экономики он с себя не снимает. По-новому было наполнено понятие "конкурентоспособность страны" - это уже не только особая экономическая стратегия, но и параллельное развитие образования и здравоохранения, активизация человеческих ресурсов.
Педро Родригес

Сегодня для нас важно понять, насколько успешным можно считать развитие Казахстана, а также то, что необходимо сделать для повышения конкурентоспособности страны. Своими мыслями по этому поводу делится старший экономист Всемирного банка по Казахстану Педро Родригес.

- Г-н Родригес, какие позитивные сдвиги в экономическом развитии Казахстана вы можете выделить?

- В Казахстане сегодня происходит много положительных изменений, таких как, например, быстрый рост ВВП, несмотря на то, что рост этот, главным образом, прямо или косвенно происходит за счет нефтяного и других добывающих секторов экономики. Увеличение общего уровня сбережений в экономике, включая такие важные элементы, как положительный торговый баланс государства с учетом Национального фонда и увеличение сбережений в банковской и пенсионной системах, также заслуживает похвалы.

Не менее похвально и то, что Казахстан сумел создать необходимые условия для привлечения значительного объема прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор, от которого в настоящее время зависят будущие перспективы страны. В этом же ряду похвальных шагов находится и создание Национального фонда Республики Казахстан для стерилизации нефтяных доходов. В нем уже аккумулировано около 5 млрд долларов США, которые в противном случае могли бы вызвать перегрев экономики страны.

И, последнее. Расчеты уровня бедности за 2001-2003 годы, недавно проведенные Агентством РК по статистике и Всемирным банком с использованием согласованной методологии, показали увеличение доли населения, которое может позволить себе потреблять минимальную продуктовую корзину и основные непродовольственные товары. Однако эта тенденция более четко прослеживается в городской местности, нежели в сельской, где улучшение параметров измерения бедности, таких, как образование, безопасная питьевая вода, жилищные условия, за исключением потребления пищи, не наблюдается.

- А что касается негативных тенденций?

- В настоящее время нет таких негативных тенденций, на которых стоило бы концентрировать особое внимание.

- Но разве структура экономического роста, его явно экстенсивный характер, не является риском для Казахстана?

- Существуют некоторые моменты, вызывающие беспокойство, которые должны находиться под пристальным наблюдением аналитиков и политиков.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание: частные инвестиции в торгуемые секторы (например, ненефтяная обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство) приостановили свой рост на уровне 7% ВВП. Внутренние инвесторы предпочитают инвестировать свои сбережения в строительство, торговлю и неэкспортируемые услуги, а не в обрабатывающую промышленность (по крайней мере, в относительном выражении). Внимание же иностранных инвесторов сосредоточено исключительно на нефтегазовом секторе.

Эти тенденции еще более усугубляются тем, что за последние 2-3 года экспорт товаров недобывающих отраслей промышленности, исключая нефть, газ, черные и цветные металлы, зерно, оставался на уровне около 2 млрд долларов США. В той степени, в какой осуществляемые инвестиции определяют будущую структуру и темпы роста ВВП, мы можем ожидать, что в экономической деятельности Казахстана будет все более и более преобладать нефть, деятельность государственного сектора, услуги государственных предприятий, строительство, торговля - то есть те секторы, в которые в настоящее время осуществляются инвестиции.

Следует отметить, что поведение частных инвестиций определяется отношением цен между торгуемыми и неторгуемыми товарами. Очевидно, что чем выше цена на неторгуемые товары (например, недвижимость), тем более вероятно, что внимание и, соответственно, капитал местных или зарубежных предпринимателей перейдет от торгуемых секторов к неторгуемым. В результате этого произойдет отход от экспорта товаров к их импорту.

Такое поведение представляется рациональным, поскольку предприниматели оценивают различные секторы на предмет возможности извлечения из них максимальной прибыли. Если текущие тенденции в области инвестиций и экспорта останутся неизменными, можно также ожидать больших изменений в структуре рынка труда. Большая часть новых рабочих мест будет создаваться в строительстве, секторе обслуживания, включая финансовые услуги, а также в нефтяной отрасли и государственном секторе, где также ожидается рост, а не в обрабатывающей промышленности или сельском хозяйстве, где в настоящее время занято около половины рабочей силы.

Хочу также подчеркнуть, что ключевым вопросом для академиков, аналитиков и политиков в Казахстане должен являться вопрос: вызван ли быстрый рост цен на неторгуемые товары по сравнению с торгуемыми текущей политикой фискального, монетарного и финансового секторов Казахстана? Если это так, то нужно решать, каким образом можно сдерживать этот рост.

- Какие еще ключевые факторы представляют для экономического будущего нашей страны существенные риски?

- В Казахстане наблюдается рост производительности труда, измеряемой как добавленная стоимость на одного работника, в абсолютном выражении, но, к сожалению, та же производительность труда растет гораздо более быстрыми темпами в таких странах, как Украина, Россия или новые члены Европейского союза. Это обстоятельство вызывает беспокойство, поскольку увеличение притока нефти обязательно увеличит затраты на рабочую силу в Казахстане. В результате этого, создание новых производств и рабочих мест в стране будет дорогостоящим, если только производительность труда не вырастет настолько, чтобы компенсировать увеличившиеся затраты. Это также вызывает беспокойство и потому, что Казахстан, вероятнее всего, будет проигрывать Украине и России, когда наступит время для создания общего экономического рынка между тремя этими странами и Беларусью.

Впрочем, Казахстан будет проигрывать и при отсутствии общего рынка, поскольку экономики этих стран уже базируются на нулевых тарифах. Таким образом, можно ожидать, что в супермаркетах Алматы и Астаны будет появляться все больше и больше продовольственных и промышленных товаров из России, а по поставкам труб и других материально-технических средств нефтяным операторам Казахстана украинские компании потеснят казахстанские. Конечно, скорее в относительном, нежели в абсолютном выражении, поскольку ожидается, что объемы продаж всех поставщиков будут продолжать расти. Тем не менее, это следует учитывать.

- Не представляет ли определенную опасность для экономики Казахстана удаленность от основных рынков сбыта?

- Действительно, это - проблема. Издержки на перевозку товаров воздушным и железнодорожным транспортом не снижаются ни в денежном, ни во временном выражении, а телефонная связь между Казахстаном и остальным миром остается по-прежнему очень дорогой. Таким образом, в то время как заработная плата и обменный курс продолжают влиять на производственные издержки в Казахстане, предпринимаемые структурные реформы по сокращению издержек в других областях не представляются плодотворными для предпринимателей.

- Многие эксперты указывают также на так называемые внеэкономические риски в виде административных барьеров. Ваше мнение по этому поводу.

- Условия существования для малых и средних предприятий, действительно, непростые. И ничто не указывает на снижение бюрократического подхода к организации и ведению бизнеса в Казахстане, связанного с излишней волокитой и различного рода злоупотреблениями. Это несмотря на то, что отдельные государственные органы и учреждения, судя по их заявлениям, стараются улучшить сложившуюся ситуацию.

- Так какие же необходимы действия для обеспечения качественного роста экономики Казахстана в ближайшем десятилетии?

- Первое - поддерживать стабильную макроэкономическую политику. Под этим я подразумеваю такие условия, которые способствовали бы увеличению уровня инвестиций в торгуемые товары и услуги, а не те, которые поддерживают и укореняют переход к неторгуемым видам деятельности. Частично этого можно достичь посредством принятия мер, направленных на сдерживание совокупного уровня спроса, например, совокупный объем расходов государства и населения. Если бы речь шла о Соединенных Штатах, возможно, было бы целесообразным увеличить процентные ставки на одну четверть.

Второе - повысить уровень инвестиций в улучшение качества жизни населения (здравоохранение, образование, водоснабжение). Именно в людях, а не в нефти, заключается истинное богатство Казахстана, определяющее конкурентоспособность страны.

Третье - осуществить структурные преобразования и инвестиции в развитие инфраструктуры и институтов, содействующих торговле, например, таможни, что приведет к устойчивому сокращению издержек или увеличению эффективности в процессе перевозки товаров и сообщения с остальным миром.

Также необходимо продолжать совершенствовать основные государственные институты. Именно они - таможня, налоговая администрация, госстандарт, различного рода регистрирующие учреждения, а также огромное число проверяющих ведомств - непосредственно взаимодействуют с частным сектором и отвечают за эффективное использование государственных ресурсов через госзакупки, финансовое управление, управление инвестиционными программами правительства и т.д.

Вне всякого сомнения, эти направления будут способствовать усилению факторов, экономических и географических, которые существуют в ряде секторов экономики Казахстана, и благодаря которым к развитию этих секторов можно будет применить кластерный подход.