Таинство брака

В своем новом фильме "5х2" Франсуа Озон поднимает тему современных семейных отношений: что стало с традиционным институтом семьи в западном обществе, где высшей ценностью является свободная личность? и по-прежнему ли браки заключаются на небесах?

Таинство брака

"5х2" - пять эпизодов из жизни двоих: мужчины и женщины (хотя, помимо гетеросексуальной, фигурирует и гомосексуальная тема). В фильме часто произносят слово "партнер", знакомое нам больше по сфере бизнеса. Еще распространено употребляемое больше с западным акцентом и пока не до конца прочувствованное выражение "сексуальный партнер". Слово "партнер" становится все более популярным и проникает во все сферы человеческих взаимоотношений. Говорят не "влюбленные" и даже не "любовники", а "сексуальные партнеры", не "муж и жена", а "партнеры по браку". Любовные и семейные отношения существенно трансформировались. Если брак и семья в традиционном мире находились под контролем сначала родовых устоев, затем церкви и государства, то теперь речь идет о браке-договоре, который регулируется свободными индивидуумами.

В начале фильма адвокат зачитывает супругам условия заключенного ими договора по расторжению брака. Социально-правовые отношения оказываются фоном личных отношений героев. Причем они не только сопровождают, но проясняют ситуацию. Складывается ощущение, что режиссер не просто рассказывает человеческую историю, а усматривает в ней общие социальные закономерности. Во время просмотра фильма бросаются в глаза различия нашего и западного образа жизни и менталитета. В мире, где человек защищен законом, где развиты социальные институты, а государство находится на службе общества и личности, семья, как ячейка общества, теряет свою магическую власть.

В традиционном обществе она по-прежнему важнейший социальный институт, который сопровождает индивида от рождения до смерти. Там, где государство не в состоянии защитить человека, семья продолжает выполнять свои жизненные функции. Эпизод "5х2", когда героине ускоряют роды, чтобы сохранить жизнь ребенку, а затем помещают его в оснащенную по последним требованиям медицины барокамеру, демонстрирует, что даже осложнения при рождении ребенка - социально разрешимая проблема, не обременяющая родителей. Муж, при желании, может присутствовать при родах жены. Герой фильма не захотел, его переживания носят свою личностную окраску. Его и упрекнуть вроде бы не в чем, не бросил же он мать с ребенком на руках.

Нам, живущим в обществе, где брак и семья зачастую создаются под влиянием социальных устоев и жизненного цикла и в котором кровнородственные отношения - важная часть социальных связей, чужда индивидуалистическая установка западного человека. Так, сцены пьяного сна героя в первую брачную ночь, спокойствие героини по этому поводу и ее случайная измена с первым встречным - не совсем понятны нашему зрителю, воспитанному в традиционной культуре, где подобное объяснимо лишь в случае брака без любви. Но герои любят друг друга, а, следовательно, это какой-то чудовищный мало поддающийся объяснению эгоизм. Расставаясь, герои продолжают любить друг друга. Разведясь, отправляются в общую кровать. Оказавшись там по желанию, занимаются любовью по принуждению. В интервью режиссер сказал, что трагедия описанных им любовных отношений - следствие несовпадения: "один из них спит, в то время как другой не может заснуть, один чувствует желание, другой - не чувствует. Когда рождается ребенок, один из них присутствует, другой - отсутствует. На каждом важном этапе своих отношений они в одиночестве, и им не удается разделить этот момент".

Когда человек свободен, семья - это не социальные оковы и не прибежище от жизненных невзгод, а искусство жить вместе. Не зря героиня замечает, что можно хранить супружескую верность не только из любви, но (даже если страсть угасла) из уважения друг к другу. А уважение - это основа партнерских отношений. Ведь и бизнес не всегда строится на одной выгоде, но также на доверии и уважении. Любовь иррациональна и противоречива. Она может внезапно возникнуть и исчезнуть, может быть зла и породить ненависть. Уважение - более рациональное, объяснимое со стороны мотивации чувство, которое может стать основой длительных отношений.

Семья в современном западном обществе переходит из разряда социальных институтов в сферу психологии личных взаимосвязей. Она не исчезает, а просто теряет всеохватывающую социальную роль, превращаясь в искусство любви и совместной жизни. Трансформация семьи не означает нравственного падения и того, что традиционное общество более нравственно, чем современное. Стоит говорить лишь о степенях свободы, которой в современном обществе, безусловно, больше, где половые различия рассматриваются как социальные роли. Обнажая подноготную любви и брака, Озон превращает их в нечто обыденное; спускаясь с небес на землю, заставляет задуматься, хоть и о более прозаичном, но не менее реальном.