Из бесед о жизни и искусстве

Из бесед о жизни и искусстве

- Антон, для тебя музыка - не ремесло, которое тебя кормит, а хобби. Ты зарабатываешь на жизнь на бетонном заводе. Это не мешает творчеству?

Антон Тислак (поэт, музыкант):

- Вдохновение я нахожу во всем. Я прихожу на завод. Он издает много всяких звуков: вибрации, скрип, гул. Я слушаю их, даже могу накидать по этому поводу слова. Звуки превращаются в ритмы и складываются в мелодии. Часто рождаются песни сразу со словами. У древних пифагорейцев это называлось музыкой сфер. Способность воспринять скрытую гармонию в шумах космоса.


Илья Одегов

- Насколько взаимосвязаны для тебя искусство и жизнь?

Илья Одегов:

- Случается, что я путаю жизнь и искусство. Для меня реальный и выдуманный миры пересекаются. Часто я не могу понять: произошло это со мной или с выдуманным мной персонажем. Например, вот такой сумасшедший случай. Герой моего нового романа Дубровский сталкивается с появившейся вдруг из дождя и тумана женщиной с пистолетом, стреляющим водой. Позже нечто похожее случилось со мной в реальной жизни. Иду я как-то по улице Кунаева, туман, дождь: вижу ребенка, ковыряющегося в земле, и женщину в плаще с водяной пушкой, которая ловит мотор. Как будто я сам стал моим вымышленным героем.

- Что самое главное в творчестве?

- Неожиданность. Стихи и музыка интересны тогда, когда нельзя предугадать следующее слово, следующую ноту. Иногда кажется, что ты угадал мелодию, начинаешь подпевать, или предсказываешь поворот сюжета. И вдруг все - по-другому. Неожиданная музыка, неожиданные стихи, неожиданная проза, неожиданное искусство.

- Я понимаю, о чем ты. Мы живем в эпоху массового производства и потребления. Когда даже новации в течение короткого времени превращаются в штампы. В наше время сложно быть непредсказуемым. Все ставится на поток. В связи с этим следующий вопрос: что в твоем понимании представляет собой альтернативная культура?

- Альтернатива - это нечто стоящее по ту сторону зеркала, другая линия отсчета. Есть одно, а есть что-то другое и что-то третье и т.д. Альтернативных культур много, и они могут быть совсем не похожи друг на друга. Как правило, альтернативное искусство и некоммерческое - родственные понятия. Стремление продать продукт предполагает, что он должен оправдать ожидания покупателей, причем массовые ожидания, если вы хотите продать как можно больше. Отсюда и штампы, ориентация на массовые стереотипы. Мне кажется, сейчас все вольно-невольно охвачены массовой культурой. Мы смотрим телевизор и голливудское кино, читаем газеты, у нас на слуху имена поп-идолов.

- Достаточно большой слой людей ограничивается сферой потребления, но есть и такие, которым это не интересно. Им нужно что-то еще. Они не находят для себя блюд в общем массовом меню.

- Мода определяет массовость. Вот появилась мода, например, на Виктора Пелевина, и он стал массовым писателем, постепенно превратившись в поставщика массовой продукции.

- Как ты думаешь, от самого творца это зависит? Намеренно ли он создает массовый продукт?

- Любой истинный художник стремится к увеличению своей аудитории. Но при этом он очень к ней требователен. Он хочет, чтобы его прочитал, увидел, услышал умный читатель, зритель, слушатель. Он, с одной стороны, стремится быть популярным, но, с другой, желает остаться самим собой. Вот тот же Пелевин внес свой вклад в развитие общества. Он пишет интеллектуальную литературу и при этом умудряется делать ее популярной. Что касается Фопаjаро, то я бы хотел, чтобы это был культ-масс, группа для всех.

- В чем изюминка Фопаjаро?

- Фопаджаро и есть изюминка!

- Такая маленькая сморщенная?

- Но в шоколаде.

- А кто такие Однак и Изобр?

- Однак - вечно удивленное существо, которое все время произносит: однако! А Изобр похож на изюбра и любит заниматься изобразительным искусством.