Резерв страны

Редакционная статья

Резерв страны

Если прочитать экономическую часть послания президента, то особых открытий мы там не найдем. Создается впечатление, что все будет по-прежнему: сохранится идеология и направление экономической политики, которые отчетливо обозначились в последние полтора года. По-прежнему ставка делается на опыт "азиатских тигров", с суперсильными государственными структурами, указующими бизнесу, что и как надо делать.

Нам же представляется более целесообразным обратить внимание на опыт развитых стран - США, Германии, отчасти Японии - в 50-70-е годы прошлого столетия удвоивших и утроивших свой ВВП, а позднее, в 90-х, сформировавших постиндустриальную модель экономики. Хоть принципы управления в этих странах были разные, все они в эти годы бурно развивали внутренний рынок. И это не случайно, так как экономическая сила и устойчивость страны кроется, прежде всего, в ее внутренней экономике. Резерв роста внутри страны при низком старте всегда очень высок.

Вместо этого мы пытаемся акцентировать наше внимание на экспортоориентированных производствах, несмотря на то, что отечественный рынок, как показали исследования группы экспертов, готовивших кластерный проект, отечественными предпринимателями практически не освоен. Более того, даже на внутреннем рынке наши товары пока еще не могут соперничать с зарубежными конкурентами. Следовательно, на внешних рынках нам пока просто нечего делать.

По сути, логика проводимой сегодня экономической политики есть логика построения госкапитализма. Мы не считаем госкапитализм абсолютно вредной идеей. Но в том виде, как его понимают сегодня в правительстве (государство должно активнее вмешиваться в хозяйственную жизнь и приступить к реализации масштабных экономических проектов), госкапитализм напоминает, скорее, государственное управление 30-х годов в СССР. Конечно, руководство страны нельзя заподозрить в намерении вернуться к плановой экономике, к доминированию государственной собственности. Речь пока идет лишь об ошибке, которая заключается в том, что государство, взяв на себя стратегическое целеуказание, подменяет задачу создания необходимых для бизнеса условий прямым участием в хозяйственной деятельности. Абсолютно ясно (и исторически доказано, в том числе и Казахстаном в составе СССР), что государство должно уметь лишь позитивно воздействовать на экономические процессы. Причем не только уметь, но и делать это.

Если, как сейчас, проекты с прямым государственным участием станут определять экономическую жизнь страны, мы, возможно, добьемся ускорения экономического роста, а вот его качественного изменения - вряд ли. Успешные проекты возможны только на рыночных условиях. Там, где существует очевидный напор живого бизнеса, желающего решить определенную задачу, там, где есть понятный спрос.

До сих пор предприниматели мало интересовались политикой, потому что их зависимость от этой сферы была чрезвычайно слаба, да и власть неоднократно подчеркивала, что это "не их дело". Теперь же, когда ситуация изменилась, когда возникла возможность и необходимость разработки долгосрочных стратегий развития компаний, а государство начало укреплять свою силу и степень контролирования ситуации, предприниматели, несмотря на все запреты, уже не смогут оставаться равнодушными к политике. И это позитивный процесс. Особенно для бывших социалистических государств, в которых нет еще своей полноценной, соответствующей эпохе, политической элиты. Как раз сейчас в предпринимательском корпусе и происходит процесс зарождения новой политической элиты, которой небезразлична страна, для которой успех страны и собственный успех понятия если не тождественные, то очень близкие по смыслу. Ее нужно вовлекать в работу, создавать условия для цивилизованных, демократических, регулярных смен правительств, а не режимов. Предпринимателям отнюдь небезразлично, какую стратегию выберет страна, и какую роль в реализации этой стратегии государство отведет бизнесу. Опереться на энергию этого сословия, научившего реально планировать и реально воплощать эти планы в жизнь, знающего не понаслышке, что такое личная ответственность, всегда нацеленного на развитие, - вот где главный качественный и кадровый резерв-потенциал страны.