Мысли вслух

В своем ежегодном послании Нурсултан Назарбаев представил общенациональную программу политических реформ, а также обширную схему повышения социальных выплат населению. Причем формат и стилистика документа очень напоминали проект предвыборной платформы

Мысли вслух

Послание президента по многим причинам оказалось непохожим на предыдущие. Во-первых, оно прозвучало беспрецедентно рано - 18 февраля. До этого, по крайней мере, в этом столетии, президент приходил с посланием в парламент в середине марта - начале апреля. Впрочем, еще в прошлом году Нурсултан Назарбаев несколько раз говорил, что сроки оглашения послания желательно передвинуть ближе к началу года, дабы правительство смогло внести изменения и коррективы в текущую деятельность. Во-вторых, выступление президента четырежды прерывалось. Трижды, пользуясь устоявшимся шаблоном, "бурными продолжительными аплодисментами, переходящими в овацию". При этом зал вставал. Еще раз - из-за аварийного отключения электричества, продлившегося 40 минут - соответствующие службы не смогли запустить находившийся в новом здании парламента автономный генератор. По иронии судьбы, отключение произошло в тот момент, когда президент говорил об успехах Казахстана в области строительства. В третьих - сам объект послания. Практически впервые Нурсултан Назарбаев обращался непосредственно к народу. Хотя формально документ носит наименование "послание президента к народу Казахстана", адресатом посланий прежних лет была, как правило, элита - чиновничья, политическая, экономическая.
Шаймерден Уразалинов

Ключевых моментов в этой программе несколько. Во-первых, серьезное изменение и повышение статуса Национальной комиссии по вопросам демократизации, которая практически становится главным координирующим звеном в проведении реформы. "Эта комиссия должна на основании изложенных мной в данном послании политических инициатив проанализировать и обобщить результаты общенародной дискуссии", - сказал г-н Назарбаев. По итогам анализа будут подготовлены "первые законодательные контуры" программы. Важнейшим моментом послания и программы стали заявления, сделанные президентом по Конституции страны. Президент не удержался и вступил в заочную полемику с оппозицией, напомнив слушателям основные положения действующей Конституции страны. Его вывод из сказанного был следующим: "Наша Конституция в мире признается соответствующей основным задачам демократического общества. Если есть критика, то она состоит лишь в том, как выполняются ее положения. Во всем мире признается, что демократия и соблюдение законов неразделимы", - подчеркнул Нурсултан Назарбаев. "Я убежден, что стабильность Конституции - это стабильность общества. Необдуманные перемены создадут хаос в стране. Но изменения в основной закон могут вноситься. Главный вопрос этих изменений - поддержит ли наш народ и дальше систему президентской формы правления или хочет власти многочисленных политических партий в стране. Думаю, самым демократичным решением будет воля народа. Придет время - мы спросим наших граждан. И сделаем так, как нужно для народа и страны", - сказал президент, дав тем самым понять, что занимает гибкую диалектичную позицию. С одной стороны, он за незыблемость основного закона, с другой - готов рассмотреть поправки в него и в отдаленной перспективе, после 2007 года, даже провести референдум по вопросу о том, какой страной будет Казахстан - парламентской или президентской.

Смягчение позиций одна из главных особенностей программы. Как упоминалось выше, в послании говорится о возможном привлечении к работе над проектом политической реформы международных экспертов, о признании Казахстаном в полном объеме правил ОБСЕ и стремлении к стандартам этой организации. "Мы знаем, что в связи с начатыми реформами обсуждаются, в том числе и оппозицией, различные варианты дальнейшего политического устройства страны. Надо уважать мнение оппозиции, если оно нацелено на интересы страны и народа. Предлагаю в 2005-2007 годах завершить предложенную мной работу. Тогда будет видно, как продвигаться дальше... Полагаю, что к этой работе должны быть привлечены все граждане Казахстана, знаковые фигуры, лидеры общественного мнения, представители элиты страны, что сделает работу максимально прозрачной и публичной", - заявил Нурсултан Назарбаев.

Что касается административной и судебной реформ, повышения политического авторитета парламента, изменения структуры власти, мер по борьбе с коррупцией, то президент, за немногими исключениями, повторил то, что говорил по этим проблемам ранее. Еще одной интересной особенностью стало прописанное в послании позиционирование места и роли правительства в системе власти. "Правительство самостоятельно и несет ответственность за всю исполнительную ветвь власти. Оно должно сполна использовать права и полномочия, предоставленные Конституцией страны", - сказал г-н Назарбаев. Более того, он потребовал, чтобы правительство срочно внедрило в госучреждениях систему оценки менеджмента качества (ИСО) для государственных служащих.

В целом политическую часть послания можно смело назвать шедевром компромисса. В нем с абсолютной точностью отмерены негативные и позитивные высказывания в адрес всех политических игроков - как внутренних, так и внешних, слово "консолидация" звучит как ключевое. Очевидно, несвободный в действиях, скованный той самой неэффективной аппаратно-политической системой, которую он требует реформировать, не слишком рассчитывающий на надежную поддержку элиты, занятой междусобойчиками, Нурсултан Назарбаев сумел достаточно ясно заявить о собственной позиции и приоритетах, определить "повестку дня" президентских выборов. Он почти ничего не сказал о том, как проводить ту или иную реформу, но задал темы предвыборной полемики.

Чего нет в послании

К сожалению, экономике и связанным с ней проблемам в послании было уделено незначительное место. Возможно, мешал формат документа, возможно, президент посчитал, что достаточно много (и это действительно так) говорил об этом в предшествующий период. Однако некоторые знаковые вещи были озвучены. Предпринимательство - важнейший фактор экономического развития: таков один из тезисов президентского послания, относящийся к его экономической части. "Наша стратегическая задача - занять достойное место в числе конкурентоспособных стран. Поэтому государство и частный сектор должны выстроить партнерские отношения, основанные на взаимном доверии и выгоде", - заявил Нурсултан Назарбаев. Именно действия предпринимателей приводят к экономическому росту или к стагнации, делают население богаче или вгоняют в нищету. А значит, надо поддерживать предпринимателей, обеспечивая им условия для развития бизнеса.

Правда, эта мысль послания, когда доходит до деталей, почему-то сводится к обсуждению исключительно проблем малого бизнеса. В послании вообще много говорится про малый бизнес. Глава государства обосновал свое особое отношение к малому и среднему бизнесу такими фактами: в Японии, Германии, Бельгии, Италии малый и средний бизнес составляет более 90% всех предприятий, "во многих развитых странах он дает больше 50% ВВП" (в Казахстане около 30% - "Э-К"). Президент призывает "предприимчивых казахстанцев найти себя в инновационной экономике", а "регионам стать экономически амбициозными".

Для реализации этих задач г-н Назарбаев предлагает следующее: главное, на наш взгляд, попытаться построить государственную систему страхования кредитов для малого и среднего предпринимательства. "Фонд развития малого предпринимательства" должен стать своего рода "финансовым супермаркетом". Из республиканского бюджета фонду в этом году выделяется дополнительно 10 млрд тенге, после чего возможности кредитования субъектов малого бизнеса возрастут до 25 млрд тенге. С этого года надо начать гарантирование банковских кредитов и осуществление страхования", - сказал президент.

Два других решения находятся исключительно в административной плоскости и представляют собой озвученные ранее президентом тезисы о необходимости избавления от непрофильных активов и функций госпредприятий и мегахолдингов. Правда, на этот раз Нурсултан Назарбаев уточнил, что в первую очередь это касается крупных государственных компаний и монополий. "Сопротивление и уговоры против этих мер будут. Правительству придется проявить решительность и, наконец, приступить к этой работе", - заявил он. По его мнению, эти меры "откроют бизнесу новое дыхание". В последнее время малый и средний бизнес стал представляться едва ли не локомотивом экономики. Крупный же бизнес в лице пресловутых мегахолдингов, а также банковских структур предстает в виде некоего если не врага, то неприятной конструкции, которая зажимает конкуренцию, поощряет коррупцию at cetera, хотя именно он, а не мелкий и средний бизнес, дает стране основную капитализацию, конкурентоспособность, именно он может поднимать жизненно важные для страны проекты.

Относительно банковской системы в послании говорится преимущественно о необходимости повысить ее прозрачность. Меры предлагаются административные - усилить банковский надзор. "Прежде всего, это касается структуры собственности и сведений об аффилированных лицах. Все лица, оказывающие существенное влияние на принимаемые банком решения, должны формализовать свой статус, получив согласие уполномоченного органа. Необходимо упорядочить требования к инвестиционной деятельности банков на консолидированной основе. Сделки с аффилированными лицами не должны подвергать банки рискам. Агентство финансового надзора должно решительно провести эту работу", - заявил президент.

Меры, в общем-то, разумные, но есть серьезные сомнения в возможности полноценной их реализации. Во-первых, большинство казахстанских банков - это не совсем банки, а, скорее, расчетные центры при бизнес-группах. Степень недоверия хозяйствующих субъектов друг к другу столь велика, что солидные ФПГ не решаются передавать свои финансы в независимые от них банки. Поэтому попытки принудительно заставить их стать "прозрачными" и перестать кредитовать аффилированные с акционерами компании вряд ли дадут результат.

Во-вторых, фундаментальная причина проблем казахстанской финансовой системы в том, что в стране слишком мало крупного финансового капитала, универсальных банков. Искусственное разукрупнение банков из первой тройки (Казкоммерцбанк, ТуранАлем и Народный банк) приведет лишь к снижению их конкурентоспособности как на местных, так и на зарубежных рынках, но вряд ли решит проблему. Способствовать созданию капитальной финансовой базы, а также созданию здоровой конкуренции, в том числе при обслуживании счетов бюджетных организаций или госкомпаний - сегодня одна из главных задач государства, но в послании об этом ничего не сказано.

Слабым местом в послании стало отсутствие анализа причин имеющегося экономического роста и мер по его качественному изменению, которые необходимо принять, чтобы не превратить страну в сырьевой придаток. Достигнутые показатели, конечно, впечатляют, но этот рост не с неба свалился. Он стал результатом совпадения нескольких процессов - великолепной внешней конъюнктуры, наличия в стране обширной сырьевой базы, а также активного государственного инвестирования различных программ. Программы по развитию инфраструктуры, безусловно, нужны и важны для страны. Но качество их исполнения далеко от идеального.

Еще один, даже не пункт, а подпункт послания - индустриально-инновационная политика. В обсуждаемом документе, к сожалению, прозвучали лишь намеки на то, что в этой области начато движение в правильном направлении. Создана национальная инновационная система, готовится к реализации проект по созданию кластеров. Однако ничего не было сказано о том, что только при условии наличия спроса на инновации со стороны внутреннего рынка возможен научно-технический прорыв.