По прямому назначению

Давний восточноказахстанский проект короткой железной дороги Усть-Каменогорск-Алматы, наконец, получил одобрение правительства

По прямому назначению

Идея новой железнодорожной ветки родилась еще в советское время. Дело в том, что старый маршрут, проложенный в 30-х годах прошлого века, делает петлю на территорию Алтайского края. Однако конкретные шаги по реализации проекта были сделаны только в 1997 году, когда проектированием дороги и поиском инвесторов занялось специально созданное ОАО "Экспресс". К 2000 году компания завершила основные работы и даже подготовила рабочую документацию на первый 30-километровый участок.

Прямая дорога через Чарск (Шар) сулит потенциальным перевозчикам немалую экономию. В южном направлении путь сокращается на 328 км и позволяет избежать двойного пересечения российской границы и уменьшить время в пути на 12-14 часов. На этом перевозчики выиграют около 5 млрд тенге за 20 лет. Кроме этого, спрямление дороги позволит сэкономить за этот же срок 19 млрд тенге на эксплуатационных расходах, 9 млрд - на содержании подвижного состава.

ОАО "Экспресс" получило немало предложений от инвесторов, проявивших интерес к проекту. Германские, японские, швейцарские банки готовы предоставить кредиты под 4,5% годовых при условии стопроцентной гарантии со стороны государства. Однако на тот момент правительство сочло подобные обязательства неприемлемыми.

Сейчас в правительстве разрабатывается механизм финансирования за счет выпуска и размещения первых инфраструктурных облигаций, гарантом которых на случай дефолта эмитента выступит государство. Строительство ветки предполагается начать в середине текущего года и завершить в 2007 году.