Разбор полетов

В фильме "Авиатор" Мартин Скорсезе предстает как титан мизансцен и Лев Толстой киноэпопеи, а Леонардо Ди Каприо - в амплуа фюрера авиации, совершающего марш-бросок в пятый океан

Разбор полетов

На втором часе зрители начинают скучать, а на третьем - чувствуют усталость. То, что в Мекке киноиндустрии наступил период имперского упадка - давно ни для кого не секрет. Но то, что солидный режиссер пошел по накатанной дороге помпезных и дорогостоящих кинопредставлений, вызывает некоторое недоумение. Хотя склонность снимать с размахом была заметна у Скорсезе уже по "Бандам Нью-Йорка". Не обратив внимания на рекламную аннотацию, во время просмотра я задавалась вопросом: кто же этот новоявленный Питер Джексон? И получив ответ в конце фильма, была удивлена.

Не миновала участь гигантомании и Леонардо Ди Каприо. Зерно таланта упало на уже подготовленную сценарием почву и дало буйные всходы. Увеличенный план лица актера, экспрессивные, пугающие мимика и жесты, старательно сыгранная Ди Каприо параноидальная харизма - гипнотизируют зрителей, как удав Каа бандерлогов. Недавнее заявление Ди Каприо прессе, что он хотел бы сыграть Иосифа Сталина, было воспринято мной как не очень удачная шутка. Но теперь я уверена: он мог бы сыграть и Гитлера.

Похоже, что серия ЖЗЛ становится для голливудских режиссеров своего рода палочкой-выручалочкой. "Александр Македонский", "Рей", "Девушка на миллион" и "Авиатор" - такой наплыв биографических кинолент знаменует не что иное, как кризис жанров. Отсутствие свежих идей, засилье стилистических клише и имперский дух понукают создавать чудовищных мутантов.

Номинально, "Авиатор" - картина о выдающемся миллиардере-авиаторе, авантюристе и бизнесмене, о его взлетах и падениях, эксцентричных выходках, а реально - ни о чем. Скорсезе попытался втиснуть в картину все: атмосферу 30-х, возделывание нивы голливудской кинематографии, съемки первого блокбастера, проектирование самолетов, полеты в небе, суровый бизнес и любовную романтику, личную драму героя, историю его болезни, победу над ней, отношения с кинозвездами, политиками и бизнесменами, идеи величия личности и мощи державы. Пригласил разношерстный актерский состав: кроме Ди Каприо в фильме снялись Кейт Бланшетт, Алек Болдуин, Кейт Бекинсейл и даже певица Гвен Стефании. Надо отметить эффектное появление героини Кейт Бланшетт. Эта сцена отличается особой стильностью. Но о ней быстро забываешь, так как она тонет в море стереотипных клише.

При всей своей громоздкости "Авиатор" сшит из разных лоскутков. Режиссер, вгоняя зрителя в дремоту вялотекущим сюжетом, вдруг включает электрошок очередной мизансцены, взывая к эмоциям нижнего уровня. Спецэффекты бьют по ушам и глазам, повышая адреналин. Чувствуешь себя как на американских горках. При этом картина то уверенно склоняется в сторону унылой мелодрамы, то вдруг превращается в авантюрную комедию, то становится повестью о великом человеке. Несмотря на кажущееся разнообразие, фильм не оставляет ощущения целостности: рассеивая внимание зрителя, он довольно быстро заставляет скучать. Его можно смело сократить почти вдвое. Заключительный эпизод, в котором многострадальный, но великий Говард Хьюз встречается с собственным отражением из детства (он еще ребенком торжественно клянется матери, что станет самым богатым и снимет много фильмов), пытаясь побороть приступ паранойи, и повторяя: "будущее, будущее, дорога в будущее" - только портит фильм, наполняя его пустой патетикой.

Дело усложняется и тем, что главный герой и другие - реально существовавшие персонажи: Кетрин Хепберн и Эва Гарднер, Хуан Трипе, Ноа Дитрих, сенатор Брюстер - нашему зрителю знакомы мало, как и история развития рынка авиаперевозок. Трудно разделить и идеологический восторг по поводу экономической экспансии Америки в мировое воздушное пространство. И уж совсем по-имперски вызывающе звучит сделанное мельком заявление о том, что США выиграли вторую мировую войну. Складывается впечатление, что центром всех важных исторических событий всегда был Голливуд, где снимались не только фильмы, но и закручивались глобальные финансовые и политические интриги. На "Авиаторе" лежит печать настоящего, которое диктует свою версию того, кто решает судьбы мира, в которой Голливуд занимает не последнее место. Но кто знает: как будущее перепишет прошлое? А пока, изучая историю по голливудским кинолентам, мы, наконец, поймем: какую роль сыграл в нашей судьбе авантюрист-миллиардер мистер Говард Хьюз.