Заразительный пример

После того, как Standard&Poor's организовало в Казахстане присвоение кредитных рейтингов по национальной шкале, на местном рынке активизировался Moody's

Заразительный пример

В середине февраля рейтинговое агентство Moody's высадило в Алматы десант своих специалистов, чтобы провести семинар и ряд встреч с казахстанскими бизнесменами. Во время основного выступления, докладчиком которого был старший вице-президент агентства по развитию бизнеса в Европе Майкл Корвин, в зале царило уныние. Заняв практически все время семинара, который продлился четыре часа, спикер говорил о вещах настолько банальных, что местных финансистов то и дело клонило в сон. Когда Корвин поднял тему "Что такое кредитный рейтинг?" - многие зевнули, когда он дошел до презентации "Процесс присвоения рейтинга" - половина зала откровенно спала. Зато по завершении официальной части представители Moody's не могли отбиться от действующих и потенциальных клиентов. И ничего удивительного: сцена, когда корпоративные клиенты дожидаются своей очереди, чтобы поговорить с Майклом Корвином, как нельзя лучше отражает его слова, сказанные во время доклада: "В Казахстане, как и в других странах СНГ, будет расти потребность в кредитных рейтингах".
Майкл Корвин

Когда экономика растет по 9% в год, а то и больше, как в Казахстане, меняется не просто макроэкономический показатель. Растут, прежде всего, сами предприятия. И набрав определенный вес, они хотят, чтобы их усилия оценили квалифицированные аналитики. Так что потребность в кредитных рейтингах у быстрорастущих экономик Содружества действительно большая. Это поняли не только в Moody's, но и в других рейтинговых агентствах. У Standard&Poor's реакция оказалась лучше. Это агентство, почуяв, что конкуренты готовятся к экспансии на рынок, первым организовало в Казахстане присвоение рейтингов по национальной шкале.

Начиная с середины 90-х, Национальный банк безуспешно пытался создать базу для присвоения национальных рейтингов либо путем создания местного агентства, либо организовав совместное предприятие с одним из международных авторитетов - S&P, Moody's, Fitch. Причем второй вариант был предпочтительнее: у мировых брендов уже наработано доверие, тогда как казахстанскому институту пришлось бы с нуля осваивать методику и проходить проверку временем.

Так или иначе, регулирующему органу хотелось сдвинуть ситуацию с мертвой точки, поскольку там считали, что аналитики рейтинговых агентств, сидя в лучшем случае в Москве, в худшем - в Лондоне, неадекватно оценивают происходящие в Казахстане позитивные перемены. Соответственно, они либо с опозданием повышают рейтинги, либо вообще не придают должного значения тем или иным улучшениям. Объем казахстанского рынка явно не прельщал мировые агентства, они никак не хотели утруждать себя открытием представительств и введением национальной шкалы.

Но в июне прошлого года Moody's совместно с группой "Интерфакс" объявил о начале деятельности "Рейтингового агентства Moody's Интерфакс" в Казахстане. Глава Moody's Джон Резерфорд и председатель Совета директоров группы "Интерфакс" Михаил Комиссар даже были на приеме у Нурсултана Назарбаева.

Standard&Poor's ни с кем не встречался и ничего не обещал. Просто в одно ноябрьское утро 2004 года ввел в Казахстане национальную шкалу. Обошел конкурента, что называется, на вираже, хотя новый проект еще предстоит долго и упорно развивать. Как сообщил "Э-К" аналитический директор Standard&Poor's Алексей Новиков, проект создания национальной шкалы является долгосрочным. 'Как показывает опыт, набор критической массы рейтингов (когда их становится 20-30) происходит не сразу. В Казахстане мы надеемся, что в ближайшие год-два сможем преодолеть барьер в 10 рейтингов по национальной шкале, но многое зависит от того, какая кредитная культура будет доминировать на местным рынке", - сказал г-н Новиков.

Семинар и активные встречи с казахстанским бизнесом, проведенные Moody's в Алматы, говорят о том, что борьба за рынок разгорается, и существование национальной шкалы - это еще не представительство и не постоянное присутствие аналитиков на казахстанской земле, и даже не полный ассортимент услуг агентств. В России, к примеру, Standard&Poor's присваивает компаниям рейтинги корпоративного управления, в Казахстане - пока нет. Но это вопрос времени, ведь наши бизнесмены все чаще обращаются к агентствам с запросами, а спрос рождает предложение. В частности, во время недавнего семинара один из отечественных банков обратился к руководству Moody's за консультациями по вопросу составления внутреннего рейтинга своих клиентов. Это говорит о том, какое значение приобретает оценка платежеспособности в Казахстане. Оно настолько возросло, что местные компании хотят, чтобы оценивали не только их, но и сами желают измерять финансовые показатели своих клиентов.