Натуральное преимущество

Отечественные производители плодоовощных консервов успешно конкурируют с импортом на внутреннем рынке. Однако низкие объемы производства пока не позволяют выйти на зарубежного потребителя

Натуральное преимущество

Общий рост потребительского спроса, вызванный повышением платежеспособности населения, отмечается и на рынке консервированной продукции. Потребительский спрос в свою очередь активизировал отечественных производителей - последние два года наблюдается рост числа игроков на рынке плодоовощной продукции. Причем большая их часть выдает вполне конкурентоспособный с импортом продукт - качественный, внешне привлекательный, в удобной таре. Более того, отечественные маринады и салаты постепенно вытесняют импортную продукцию с рынка. По оценкам Ассоциации производителей плодоконсервной продукции, в 2000 году местные товары занимали 4,8% объема всего "профильного" казахстанского рынка, который на тот момент составлял порядка 96 тыс. тонн. В 2004 году, вследствие подъема производства, доля отечественных консервов составила более 8%.

По мнению самих производителей, фактор доверия к казахстанскому продукту во многом обусловлен низким содержанием консервантов по сравнению с зарубежным аналогом. В свете того, что на мировом рынке экологически чистый продукт становится все более востребованным, в Казахстане в последнее время много говорят о необходимости работы по популяризации отечественной продукции за рубежом. Попросту говоря, дедовские способы выращивания и консервирования продукции могут стать нашим ключевым преимуществом на соседних рынках. Но пока объемы готовой продукции недостаточны даже для удовлетворения внутреннего спроса.

Маловато будет

На сегодняшний день переработкой сельхозпродукции по всей стране занимается не более 50 компаний. В основном это мелкие предприятия - объемы их конечного продукта составляют в среднем по 500 тонн готовой продукции в год.

Растущий спрос на казахстанский продукт не случаен. Внешне отечественные банки с соленьями не отличаются от импортных. Качество, как правило, на высоте. Цены, в зависимости от производителя, на 20- 100% ниже зарубежных аналогов. Кроме того, казахстанская продукция содержит только натуральные консерванты, в отличие от импортной, в составе которой имеются ароматизаторы, стабилизаторы и прочие добавки, увеличивающие срок хранения в два раза. По словам руководства компании Gold Product (на этом рынке с 1999 года), несмотря на появление новых игроков, конкуренция неощутима, так как динамика роста спроса значительно превышает предложение. Казахстанский рынок все съедает. Натуральность нашего продукта может стать уникальным отличием и на соседних рынках. Но сейчас о налаживании экспортных потоков говорить рано. Между тем об интересе к казахстанской продукции со стороны России говорят многие бизнесмены.

- Мы думаем о выходе на российский рынок. И есть дистрибьюторы, предлагающие сотрудничество. Но на сегодняшний день объемы не позволяют нам обеспечить полноценную представленность. Должен наступить момент, когда динамика роста качественного сырья и его переработки превысит рост потребления казахстанцев, - объясняет Борис Коломийченко, заместитель генерального директора АО Gold Product (бренд "Лучшее из Тургеня").

В плодоконсервный комбинат "Южный" также поступали предложения из России. Причина отказа "Южного" от экспорта аналогична - без систематических поставок сырья на большом перспективном рынке делать нечего. Впрочем, небольшой опыт экспорта у "Южного" есть. Как вспоминает директор по продажам Жанара Абиева, полтора года назад у них был опыт выхода на рынок Белоруссии. Компания по производству рыбных консервов для украшения своей продукции закупила партию маринованного перца в Казахстане.

- У производителей есть проблемы с сертификатами качества, - говорит директор завода ТОО "АлуаАгро" Халиса Абдулина. - В ближайшее время состоится заседание с участием Международного торгового центра, Министерства индустрии, экономики и сельского хозяйства, где будут обсуждаться эти вопросы. Мы уже определили три приоритетных группы, которые востребованы на зарубежных рынках. Это - соки, огурцы и томатная группа. Также решается вопрос по гармонизации ГОСТов - мы создадим центральную лабораторию, сертификаты которой будут признаны на территории СНГ.

Цепная реакция

Похоже, казахстанские производители плодоовощных консервов, могут сыграть значительную роль в развитии агропромышленного сектора страны. Стремясь завоевать лояльность потребителя, производители плодоконсервной продукции выдвигают жесткие требования к качеству, сорту, весу, калибровке сырья. На некоторых предприятиях имеются лаборатории, где проверяются химический и биологический состав овощей.

По информации Министерства сельского хозяйства, на сегодняшний день в стране работают 180 тыс. фермерских объединений. В основном это мелкие хозяйства, которые арендуют земельные участки площадью от 1 до 10 гектаров (крупные хозяйства выращивают преимущественно зерновые культуры).

- В 1998 году, когда мы начали работу в этом секторе, рынок сельхозпродукции был дикий. Чуть позже обозначилась тенденция объединения отдельных семей в фермерские хозяйства. Особенно остро стоял вопрос качества сырья, - вспоминает г-н Коломийченко. - Качество, впрочем, и сегодня остается основным источником рисков для консервного производства. Был сезон, когда неблагоприятные климатические условия привели к низкой урожайности и снижению качества сырья. Тогда нам пришлось пойти на сокращение объемов производства, что, естественно, сказалось на рентабельности.

Сельскохозяйственную продукцию для изготовления консервов производители закупают у фермерских хозяйств. По словам переработчиков, сложно рассредоточивать ресурсы на выращивание культур, различных по специфике. Некоторые предприятия решили приобрести землю под основное сырье. Так, "Булгарконсервпродукт" (бренд "Солнечная долина"), куда входит болгарская компания Vitamina, уже владеет 30 гектарами земли, ТОО "АлуаАгро" - 76 гектарами.

Руководители большинства предприятий, с которыми мы разговаривали, в посевной период выдают фермерам беспроцентные кредиты под семена и удобрения. В результате, оборотные средства переработчиков замораживаются до сбора урожая. В компании "Булгарконсервпродукт" решили, что помимо финансовой помощи, целесообразно оказывать фермерам и агротехническую помощь. Сегодня без поддержки ферм невозможно обеспечить необходимый объем закупок сырья. "Под нашим контролем производится посев, обработка удобрениями. Даем рекомендации по поливу. Кроме того, наши специалисты принимают участие и в сборе урожая", - говорит управляющий директор по производству Серик Жумагалиев.

Говоря о положительных изменениях в отрасли, наши собеседники отметили, что фермеры начали понимать, что невыгодно гнать большие объемы, стали задумываться над качеством. "Если раньше фермеры умудрялись на своих грядках сеять все подряд, то сегодня они специализируются на одной-двух культурах. А это позволяет грамотнее выращивать овощи", - отмечает г-н Коломийченко. Многие стали выращивать корнишоны (мелкие огурцы), пользующиеся наибольшим спросом на самом привлекательном рынке страны - в Алматы.

Как правило, предприятия, занимающиеся переработкой сельхозпродукции, приобретают овощи в своем регионе. При нехватке сырья они обращаются в соседние области, а иногда и в Киргизию, Узбекистан. Активизация консервного рынка, по мнению руководства Gold Product, означает, что очень скоро в стране возникнет острый дефицит сырья, что может привести к повышению закупочных цен на овощи. "Если это будет способствовать развитию фермерского хозяйства в стране, мы готовы смириться с такой перспективой", - говорит г-н Коломийченко.

Стране нужен горошек

Основная проблема перерабатывающей отрасли - сезонность. В летне-осенние месяцы, когда осуществляется прием овощей и их переработка, производство идет непрерывно днем и ночью. Остальное время линии простаивают, цехи закрываются, функционирует лишь отдел по продажам. Наличие дополнительных направлений позволяет некоторым компаниям снижать издержки на инфраструктуру и дистрибуцию. К примеру, компания Gold Product, имеющая собственные виноградники, выпускает широкий ассортимент вин. ТОО "Акжол" (бренд "6 соток") для того, чтобы снизить расходы, связанные с сезонными простоями, закупило линию по изготовлению полуфабрикатов. Теперь они изготавливают пюре из свежей продукции, которое хранится в специальных асептических пакетах сроком до двух лет.

Расширение ассортимента - новое веяние в консервной промышленности. В компании "Булгарконсервпродукт" уже в этом году намерены запустить линию по переработке кукурузы и зеленого горошка. Планируемые объемы - 1 млн и 0,5 млн тонн, соответственно. Зеленый горошек также планируют консервировать в компании ТОО "АлуаАгро". Компания изучает возможность построить большой завод. Но, по мнению игроков рынка, для качественного рывка в этой отрасли стараний со стороны бизнеса недостаточно.

- Мощности казахстанских предприятий не позволяют выпускать большие объемы. Ведь большинство цехов оборудовано линиями, оставшимися в наследство от советского времени и крайне нуждаются в инвестициях в модернизацию, - говорит Халиса Абдулина. - Без государственной поддержки сами предприятия не в силах поднять отрасль.