Философия успешного роста

Экспансия в страны СНГ, развитие диверсифицированного бизнеса розничных услуг и снижение издержек - ключевые тенденции развития казахстанских банков

Философия успешного роста

Авторитетные международные эксперты признают банковскую систему Казахстана самой динамично развивающейся в странах СНГ. Кредит доверия банкам оказывают и вкладчики: на 1 января 2005 года сумма депозитов физических лиц достигла 448 млрд тенге.

Скорее всего, в ближайшие год-два конкуренция на региональном розничном рынке сильно обострится. Предпосылки для этого созрели. В областных городах Казахстана, а не только в Алматы и Астане, начались движения в малом бизнесе, который нуждается в средствах на развитие. Банки, имеющие широкую филиальную сеть, стали развиваться быстрее, а те кредитные организации, что утвердились не во всех регионах, теперь готовы туда идти. Например, Казкоммерцбанк, занимающий ведущие позиции по многим позициям, уступает своим конкурентам по развитию филиальной сети. Если Народный банк Казахстана имеет 148 филиалов, то ККБ - всего 23. Поэтому он планирует открыть несколько расчетно-кассовых отделений в тех городах, где уже есть или созревает бизнес. При этом председатель правления ККБ Нина Жусупова не исключает, что в некоторых случаях банк может привлечь в качестве агентов региональные банки.

Но самая главная задача, особенно для банков, не входящих в тройку лидеров, - рост доли на рынке. "В банковском бизнесе размер имеет значение, - делится своими мыслями Асан Буранбаев из Банка ЦентрКредит. - Чем больше доля, тем больше стоимость компании". Многие из тех, кто еще не вышел, но собирается выходить на западные рынки капитала, ставят своей стратегической целью именно повышение стоимости компаний. Размещая ценные бумаги на международных торговых площадках, банки, с одной стороны, получают доступ к дешевым источникам фондирования, а с другой - увеличивают собственную стоимость.

Банки ждут перемен

Уже в ближайшие годы коммерческие банки могут осознать необходимость кардинального изменения своей политики развития. Одна из самых главных причин этого, по мнению Тимура Исатаева, то, что банковский рынок находится на пороге своего качественного изменения. Уже через два-три года в Казахстане может произойти скачкообразное увеличение потребления финансовых продуктов. "Сегодня мы видим рост доходов населения, что обязательно приведет к изменению в структуре потребления. Пока трудно сказать, в какого рода потребление это выльется, но к этому надо готовиться", - считает глава АТФБанка.

Пробиться к вершинам едва просматривающегося, без четких качественных характеристик, спроса сложнее всего будет, безусловно, некрупным банкам. Они по своему опыту знают, что самая большая трудность - это стереотипы восприятия. Если на потребительском рынке можно быстро завоевать внимание потребителей - достаточно сделать качественную рекламу, то банковский бизнес совершенно другой. Здесь потенциальных клиентов зацепить на рекламный крючок не так-то просто - их интересует репутация банка, они готовы долго и тщательно выбирать, просчитывая все свои выгоды и риски. Значительно выросла и клиентская культура. Еще несколько лет назад клиенты банков почти не брали в расчет уровень сервиса, а сегодня это едва ли не основной критерий выбора. Если, скажем, при прочих равных условиях в одном банке кредит выдают за две недели, а в другом - за три дня, то понятно, что клиент выберет тот банк, в котором отсутствуют различные бюрократические проволочки.

Поэтому для многих банков очень важно внедрять новые проекты управления бизнес-процессами. Так они снижают не только внутренние издержки и тем самым уменьшают себестоимость банковских услуг, но и делают свой банковский продукт более дешевым и привлекательным. От этого, кстати, можно получить колоссальный эффект, увеличив такой важный показатель, как доход на одного работника. Чем лучше выстроены бизнес-процессы, тем выше этот показатель. В 2004 году в банках второй тройки он составил в пределах 8-12 тысяч долларов, а первая тройка имеет производительность труда как минимум в два раза выше. Но стремиться есть куда даже передовикам - в старых, но прогрессивных банках Европы отдача от каждого сотрудника намного выше.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики