Образование на заказ

Современная государственная казахстанская школа не удовлетворяет потребностям казахстанского истеблишмента, жаждущего обучать своих детей по мировым стандартам образования. Поэтому спрос на услуги частных учителей постоянно растет

Образование на заказ

С появлением частных школ среднее образование стало бизнесом, причем бизнесом с очень устойчивым спросом. Для современного человека плата за образование - свое или своего ребенка - воспринимается как наиболее высокоэффективный способ инвестиций. Современная элита и вообще все, кто не только хочет, но, что более важно, имеет возможность дать своим детям образование международного уровня, готовы платить ежегодно от 2 до 10 тыс. долларов за "нестандартное" обучение. Тем более что есть возможность получить такое образование в Казахстане: если качество преподавания в казахстанских вузах может вызывать сомнения, то для получения среднего образования в стране есть достаточно специалистов, способных подготовить ребенка на самом высоком уровне.

С точки зрения прибыльности школьный бизнес только начинает набирать обороты: большая часть заработанных средств идет на обустройство школ, поскольку многие из них размещаются в зданиях бывших детских садов - планировка была предусмотрена для иных целей. Тем не менее, устойчивость спроса на среднее образование не может не привлекать в эту сферу инвесторов. Только в Алматы сейчас зарегистрировано 52 частные школы, в которых обучаются 7 тыс. учеников. По сравнению с 2000 годом количество школ возросло более чем вдвое: в то время в южной столице было 24 частные школы.

Чего изволите?

С точки зрения удовлетворения спроса родителей главным является вопрос индивидуального подхода. "Все частные школы являются экспериментальными", - говорит Ольга Бахвалова, завуч частной школы "Ак Жол". Чтобы обучить ребенка настолько, чтобы он был способен поступить в Оксфорд, элитные частные школы должны иметь серьезную методологическую основу и сильный коллектив педагогов.

В основе методологий лежат западные системы образования. После ознакомления с ними (благодаря зарубежным поездкам, переговорам с представителями международных систем образования или приглашению иностранных специалистов в Казахстан) у создателей школ формировалось понимание их преимуществ и недостатков по сравнению со сложившимися в стране стандартами образования. В результате появились новые учебные программы, объединяющие в себе сильные стороны обеих систем.

"Мне довелось побывать в учебных заведениях Финляндии и Англии, - говорит Леонид Ким, генеральный директор Международной школы-лицея "Достар", - и познакомиться с действующими там системами обучения. Для европейцев средняя школа - это счастливое детство. Там не делается большого акцента на приобретении теоретических фундаментальных знаний в среднем образовании, поэтому наши дети, выступая на международных олимпиадах, свободно конкурируют со сверстниками из других стран и занимают призовые места. Значит, советская система образования имеет свои положительные стороны и является одной из сильнейших образовательных систем в мире. Поэтому, когда мы создавали свою школу, то решили взять за основу лучшие традиции советской школы и пополнить их современными педагогическими технологиями западноевропейских стран".

Директор Колледжа непрерывного образования Людмила Шелухина также отмечает некоторые недостатки западного подхода. Ее колледж входит в систему международного бакалавриата, но не является пассивным участником организации, а предлагает свои методологические решения западным коллегам. "На Западе принято, чтобы ребенок воспитывался в семье, а не в детском саду или с репетитором, но сейчас родители не имеют специального образования, и получается, что ребенок в школу приходит неподготовленный. Сейчас они используют наработки нашей школы, чтобы закрыть эту брешь".

Система, по которой обучают в Колледже непрерывного образования, отличается индивидуальным подходом к интересам каждого ученика. Обучение начинается с шести лет, что позволяет сформировать у ребенка навыки, необходимые для полноценного обучения. Последние два года обучения ученик сам выбирает себе одну из шести "трасс", т.е. выбирает специализацию, с помощью учителей и родителей формируя свой пакет предметов, которые он будет посещать. "Такой подход позволяет учить ребенка целенаправленно, - комментирует г-жа Шелухина. - Учитель может индивидуально подходить к обучению каждого ребенка. Индивидуализация, в свою очередь, возможна при небольшом количестве учеников в классе и при большом количестве преподавателей. По этим принципам и строится обучение в нашей школе".

Если советское образование более академично, то преимущество западного - в его практичности. "В западном образовании больший упор делается на применение полученных знаний в жизни, - говорит Ирина Логинова, директор частной школы "Мирас". - У нас многие знают, что такое закон Ома, но не могут выполнить элементарную работу, основанную на этом законе, - отремонтировать утюг. Иностранные программы направлены на то, чтобы знать всего понемногу. Это разумная позиция. Не нужно и невозможно знать все. При необходимости можно заглянуть в словарь. Гораздо важнее уметь работать руками. Поэтому у нас в школе, если идет изучение влияния загрязнения на окружающую среду, наши дети выезжают, например, на какую-нибудь речку, берут пробу и видят, что представляет собой эта загрязненная среда в реальности".

Обучение в школе "Мирас" ведется на русском, английском и казахском языках и осуществляется на основе сочетания базового национального образования, а также общепринятых международных программ - Международного Бакалавриата (IBO) и Международного Сертификата о Среднем образовании (IGCSE, разработанного Университетом Кембриджа). Среди ее учеников есть как казахстанцы, так и иностранцы.

В школе есть два потока - local (для местных учеников) и international (для иностранцев и хорошо владеющих английским языком учеников). В конце года ребенок может выбрать, сдавать ему единое национальное тестирование, принятое в Казахстане, или стать бакалавром, представив работу, напоминающую дипломный проект.

Что касается педагогического состава частных школ, то в них действительно сосредоточен цвет казахстанской педагогики, что легко объясняется разницей в зарплате учителей государственных и негосударственных школ. Между тем вопрос кадров стоит очень остро. Без хороших учителей система работать не будет, как бы хороша она ни была.

"Мы не боимся принятия 12-летней системы, - говорит директор школы "Ак Жол" Нургуль Смагулова. - Мы уже имеем определенную репутацию, нам не нужно давать рекламу, о нас и так знают. Есть другая опасность для частных школ. Сейчас говорят о том, что зарплата учителей государственных школ будет серьезно повышаться. Если это произойдет, то мы можем потерять интерес сильных учителей к нашим школам, что может отразиться и на качестве предоставляемых услуг".

Бремя успеха

Одно из требований родителей к частным школам - ребенок должен находиться в школе в течение всего рабочего дня. В Казахстане пока не сложился класс аристократии, которая может позволить себе платить большие деньги за образование детей и оставшиеся полдня следить за ними самостоятельно. Обычно ребенка забирают из школы в конце рабочего дня - часов в пять или шесть вечера. Ребенок в среднем посещает в день по восемь классных часов, а остальное время проводит в кружках по интересам, которые организованы в школах.

Необходимость давать ученику разные программы сразу побуждает частные школы к разработке технологий, которые бы позволяли решать эту проблему. Например, в школе "Ак Жол" разрабатывают и апробируют комплексные интегрированные программы. "Интегративные процессы характерны не только для школы, но и для всего общества, - говорит Ольга Бахвалова. - Это учтено и в концепции образования Казахстана. Интеграция открывает возможности комплексного изучения различных предметов, синтезируя их в единую картину знаний". Школа "Ак Жол" разработала методологию интегрированного обучения, которую в дальнейшем планирует внедрить на общеказахстанском уровне. Смысл методологии заключается в распределении предметов обучения по группам - гуманитарная, группа естествознания, математическая и т.д. Изучение проводится таким образом, чтобы этап обучения по одному предмету совпадал с подобным же этапом по другому предмету группы. Например, мировую литературу изучают в соответствии с уроками истории, читая поэтов и писателей той эпохи, о которой рассказывает сейчас учитель истории. "В результате у ребенка формируется единая картина этой эпохи, - говорит специалист по связям с общественностью школы "Ак Жол" Лариса Амзина. - Ему легче запомнить события, происходившие в исторический период, когда они подкреплены литературными описаниями этого времени".

Между тем пребывание в стенах школы в течение всего дня оказывает негативное влияние на ребенка. Дети частных школ не имеют того круга общения, который есть у учеников обычных школ. "Сейчас этот вопрос очень важен, - говорит г-жа Шелухина. - Наши дети в социуме ограничены. Сейчас в семье обычно один, максимум два ребенка, и, как правило, они изолированы в сфере общения. Сейчас мы завезли специальное оборудование из Израиля, разработали и будем запускать пилотную систему обучения. Она построена на деловых играх с использованием компьютерных программ, целью которых является подготовка ребенка с помощью воспитателей и преподавателей для дальнейшей жизни в обществе".

Директор школы "Достар" считает, что усиленная работа заставляет ученика более серьезно относиться к знаниям: "У нас четко спланирована работа на весь учебный день, учащиеся находятся в школе до 17:30. По окончанию учебных занятий мы предлагаем ученикам кружки, секции, факультативные занятия по выбору, а для тех, кто нуждается в коррекции знаний, - по определенным учебным дисциплинам. Такой режим дня, способствует формированию внутренней самодисциплины школьников. Они, уже в первые годы обучения, понимают, что учеба - это не отдых, а серьезная работа. Очень важно при таком напряженном режиме сохранить здоровье подрастающего поколения. В этом году в нашей школе была принята и внедрена в учебный процесс "Комплексная программа здоровьесберегающего и здоровьеобразовательного факторов в организации учебно-воспитательного процесса".

В школе "Мирас" одна из программ обучения посвящена воспитанию социальной активности личности. "В школе реализуется программа "Служение и общество", которая подразумевает определенное число часов, которые ученик должен провести с пользой для общества. Например, они ездят в детские дома, делают специальные программы для их воспитанников, очищают русла рек от мусора. Мы считаем, что это помогает студентам осознать себя членом гражданского общества, развить у них чувство ответственности, понять духовно-нравственные ценности человеческой деятельности", - говорит г-жа Логинова.