За и против

Должны ли нефтяные компании удешевлять ГСМ для нужд сельского хозяйства?

За и против

За

Вера Сухорукова (Депутат мажилиса)

По моему глубокому убеждению, правительство должно пересмотреть контрактные условия с поставщиками горюче-смазочных материалов и тем самым регулировать цены в период посевной и уборочной - когда потребности в ГСМ возрастают, а цены из-за повышенного спроса значительно увеличиваются. Пересмотр условий контрактов должен стать частью продуманного механизма поддержки сельскохозяйственного сектора для ускоренного развития отрасли. Чтобы помочь нашим фермерам и решить топливную проблему, необходимы скоординированные усилия Министерства юстиции, Министерства энергетики и минеральных ресурсов, а также, безусловно, Министерства сельского хозяйства.

Главное, чтобы в частных нефтяных компаниях поняли: регулирование цен - мера необходимая для сбалансированного развития всей экономики страны. Если месторождения находятся на территории нашего государства, значит, мы должны использовать их потенциал для становления тех сфер индустрии, которые считаем перспективными и конкурентоспособными в будущем. Нельзя не учитывать сложившуюся конъюнктуру цен на нефть. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов наличие того факта, что налоговая нагрузка в нефтяной отрасли составляет порядка 19%, что ниже, чем в некоторых производственных и перерабатывающих отраслях республики.

Но при этом нельзя забывать и об интересах нефтяного бизнеса. То есть ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вследствие принятых мер ухудшился инвестиционный климат страны. Здесь надо действовать очень грамотно. Не диктовать, а договариваться!

Да, пересмотр условий контрактов требует внесения изменений в законодательные нормы, что может повлечь недовольство со стороны некоторых поставщиков нефтепродуктов. Однако и они должны понимать, что правительство вправе исправить допущенную ошибку. Ведь в то время, когда заключались договоры, ни у одного из министерств и ведомств не было достаточной практики самостоятельной работы, а государственная политика не может быть разработана в один день и при этом избежать просчетов.

Что касается заявления поставщиков ГСМ о том, что субсидированное дизельное топливо не доходит до сельскохозяйственного сектора, а продается на внутреннем рынке по рыночным ценам, это вопрос к Минсельхозу. Безусловно, это проблема, которую необходимо решать путем проработки жесткого механизма контроля над предоставлением субсидий адресатам. Но то, что оно отсутствует в данный момент, в любом случае не должно становиться причиной отказа в помощи сельскохозяйственному сектору.

Против

Томас Дворжак (Президент PetroKazakhstan Oil Prodacts)

Мы полагаем, что важным делом правительства является сбор налогов и перераспределение доходов тем отраслям промышленности, которые в этом нуждаются. Некоторые высказывают предложения, что нефтяные компании должны делиться своей прибылью с другими отраслями промышленности, забывая, что высокие прибыли означают и высокие налоговые поступления (в 2004 году выплаты PetroKazakhstan составили 425 млн долларов). Между тем высокие налоговые поступления повышают возможности правительства финансировать социальные и экономические программы в стране. Если же нефтяные цены упадут ниже уровня в 10 долларов за баррель, как это было в 1998 году, вряд ли эти люди будут согласны с тем, что такие отрасли, как сельское хозяйство, должны субсидировать нефтяную промышленность.

В то же время компания PetroKazakhstan осознает социальную и экономическую значимость сельхозсектора для Казахстана и ее граждан. На протяжении ряда лет мы принимали участие в данной программе. В 2004 году компанией PetroKazakhstan был предоставлен наибольший объем субсидированного дизельного топлива - на 32 млн долларов.

Однако мы обеспокоены самим механизмом предоставления субсидий в рамках этой политики. Во время прошлогодней уборочной кампании Шымкентский НПЗ, которым управляет наша компания, и Павлодарский НПЗ окрашивали в красный цвет дизельное топливо, предназначенное для сельхозсектора для того, чтобы оно отличалось от дизеля, продаваемого по рыночным ценам. Есть документальные доказательства, что значительные объемы "красного" дизеля продавались на рынке. Компании PetroKazakhstan также известно, что некоторые фермеры жаловались на то, что они не получили дизельное топливо по субсидированной цене. Существующая система открыта для различного рода нарушений, так как нет надлежащего административного механизма контроля. По этим причинам мы отказались участвовать в программе по предоставлению удешевленного дизельного топлива.

К тому же существующий механизм является дискриминационным - только несколько частных производителей обязаны поставлять нефть для ее переработки в рамках данной программы. До начала посевной кампании 2005 года мы предлагали соответствующим министерствам разработать справедливый и прозрачный механизм этой программы. Но наша инициатива не нашла отзыва.

Хотелось бы отметить, что поддержка сельхозсектора в мире имеет разные формы, но мы не знаем случаев, когда в государствах с рыночной экономикой существовали бы механизмы, требующие от нескольких выбранных нефтяных компаний предоставления субсидированного топлива.