Иллюзия богатства

Рост благосостояния в стране таит в себе ловушки. Государство может попасть в них, если не сумеет быстро создать механизмы для эффективного освоения внутренних инвестиций

Иллюзия богатства

В Казахстане наблюдается увеличение разрыва между производством и потреблением. В 2004 году реальная заработная плата увеличилась на 13,9%, а денежные доходы - на 13,2%, что намного превышает рост ВВП в реальном выражении - 9,4%. "Реальные денежные доходы населения растут быстрее, чем производство товаров и услуг. То есть в текущий момент формируется товарно-денежный дисбаланс - товарная масса не распределяется на большое количество денежной массы в экономике, и поэтому возникает инфляционное давление", - отмечает аналитик TuranAlem Securities Ольга Кинасова (график 1). Ранее такой неравномерности не было: производство и доходы населения шагали практически вровень. Либо, как в 2003 году, реальная заработная плата выросла на 7,6%, а ВВП опережал ее, увеличившись на 9,2%. Теоретически разрыв между динамикой доходов/потребления и внутренним производством влечет за собой ускоренный рост потребительского импорта, усиление частного вывоза капитала, рост сбережений, а также частных инвестиций в фондовые активы, недвижимость и землю.

Денег бывает много

Есть все основания полагать, что товарно-денежный дисбаланс усилится и в текущем году. Будут действовать сразу несколько факторов: рост доходов населения, цен на нефть и внешних заимствований коммерческих банков.

Глава государства в своем февральском Послании к народу Казахстана поставил перед правительством задачу выделить из бюджета дополнительно 100 млрд тенге на социальную сферу. Главным образом деньги пойдут на повышение с 1 июля 2005 года заработной платы бюджетникам (60 млрд) и пенсий (30 млрд). Благое дело, кто бы спорил. Происходит более или менее справедливое распределение сырьевых доходов. Не то чтобы власть опомнилась и задумалась о судьбе граждан, все гораздо прозаичнее: с одной стороны, впереди президентские выборы, с другой - профицит бюджета позволяет государству добрее относиться к электорату. В общем, доходы населения продолжают расти (график 2).

Другой фактор - рост цен на нефть (график 3). Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в середине марта заявило, что высокие цены на нефть подкрепляют благоприятный краткосрочный прогноз для России, Казахстана и Азербайджана, обладающих значительными нефтяными ресурсами. Агентство пересмотрело в сторону повышения свой прогноз по ценам на нефть и ожидает, что средняя цена на нефть марки Brent в 2005 году составит 43 доллара за баррель, а средняя цена на нефть марки Urals - 39 долларов за баррель. На этом фоне краткосрочный финансовый прогноз для всех трех стран остается благоприятным, несмотря на планы по ослаблению налогово-бюджетной политики.

Растущий поток нефтедолларов косвенно связан с третьим фактором - увеличением внешних заимствований финансового сектора (график 4). Банки повышают свои кредитные рейтинги, во время роуд-шоу внушают инвесторам доверие, в результате - занимают рекордные суммы на Западе, чтобы расширять свой бизнес в Казахстане. Безусловно, наработанный кредит доверия - это результат кропотливой работы отечественных финансистов, которые строго выполняют пруденциальные нормативы, умудряясь при этом сохранять высокую рентабельность, что демонстрирует их высокую степень платежеспособности. Но занимают нам на международном рынке капитала еще и потому, что отечественные банки обслуживают экономику, которая носит преимущественно сырьевой характер и растет как на дрожжах вследствие благоприятной ценовой конъюнктуры.

Кроме того, сохраняется высокая динамика роста инвестиций в основной капитал казахстанских компаний (график 5), треть из которых имеют иностранное происхождение. Крупные компании начинают уже самостоятельно выходить на внешние рынки путем размещения еврооблигаций и выпуска акций, что также обеспечивает приток капитала в страну.

Богатое неблагополучие

Кажется, все в Казахстане складывается как нельзя лучше. Все 90-е годы мы стояли в очереди за инвестициями, а вот теперь республика - нетто-кредитор, то есть страна больше экспортирует капитал, нежели занимает. Золотовалютные резервы (ЗВР) Казахстана, включая валовые резервы Нацбанка и средства, аккумулированные в Национальном фонде республики, на 1 марта составили более 14,5 млрд долларов, тогда как государственный и гарантированный государством долг составляет всего 3,5 млрд долларов.

Однако вопрос вопросов: как в государстве работает денежный ресурс? Председатель правления Инвестиционного фонда Зейнулла Какимжанов сомневается в его эффективном использовании, поскольку наполнение инвестиционными ресурсами предприятий с их производственным потенциалом перешло ту грань, когда они в полном объеме могут исполнять все государственные программы развития. Говоря о тех видах бизнеса, которые производят товары народного потребления: предприятиях аграрного сектора, строительства, предоставления различных услуг, коммуникаций, внутреннего туризма, г-н Какимжанов полагает, что "степень готовности экономики к эффективному освоению этих дополнительных доходов населения сегодня неадекватна масштабам социальных улучшений". По его мнению, послание главы государства заложило мощный качественно новый уровень социальных расходов. "Это - машина, которая генерирует социальные расходы и которую невозможно остановить. И если не будет адекватной политики с точки зрения государственных доходов, то не исключено напряжение в сбалансированности доходов и расходов в 2007-2008 годах. Если к этому еще выявятся болевые места в финансовой системе, то возможна определенная макроэкономическая финансовая дестабилизация за пределами 2007-2008 годов. Не видеть этого нельзя", - считает глава Инвестиционного фонда.

В условиях, когда внутренняя экономика не способна переваривать нарастающий денежный ресурс, возникают опасности. Теоретически, конечно, увеличение потребления товаров и услуг всегда стимулирует рост их производства. Но в нашем случае трудно говорить о качественном росте. Свидетельство тому ухудшение качества ссудных портфелей банков и увеличение их кредитных рисков. На 1 марта 2005 года доля стандартных кредитов составила 57,9%, сомнительных - 38,8%, безнадежных - 3,3%, тогда как на 1 ноября 2003 года соотношение было другим: 67,9% стандартных кредитов, 30,1% сомнительных, 2% безнадежных.

 Получается следующее: банки пользуются доверием на внешних рынках капитала и своей способностью привлекать дешевые деньги в страну, увеличивая объемы заимствований; на волне роста доходов население активно открывает депозиты. Но улучшения качества промышленных проектов, в которые можно вкладывать деньги, по большому счету не происходит. Нет к тому же новых идей, технологичных линий производства, которые могут быстро освоить банковский капитал и при этом удовлетворить внутреннее потребление товаров и услуг. Население находит замену отечественному продукту, благо таможенные границы у нас не закрыты. В результате импорт начинает превалировать по темпам роста над экспортом, чего мы давно уже не наблюдали. В 2004 году экспорт вырос на 56%, импорт - на 52% (график 6). Уже в январе ситуация начала меняться: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт вырос на 28%, а импорт - на 37%. Если так пойдет дальше, то косвенное кредитование иностранного производства станет бедствием.

Кроме вложения в импортные товары длительного пользования, граждане продолжают инвестировать в недвижимость, и цены здесь растут просто стремительно. Очевидно, в Казахстане рынок недвижимости перегрет, что опять же грозит рисками банковской системе. Агентство финансового надзора высказало свои опасения по этому поводу. "Агентство направило предложения, которые сейчас прорабатываются в правительстве, относительно рисков, которые могут возникнуть в связи с очень активным кредитованием банками как проектов строительства недвижимости, так и приобретения жилья", - сообщил в середине марта председатель АФН Болат Жамишев.

В настоящее время доля кредитов, выделенных на указанные цели, в общем совокупном ссудном портфеле банковского сектора составляет 37,9%, что, по его мнению, "рискованно в связи с тем, что цены на недвижимость, особенно на жилье, перегреты". Достаточно вспомнить, что кризис в Юго-Восточной Азии в 1997 году имел те же корни. В этой связи регулятор предложил постепенно вводить ограничительные меры по кредитованию банками объектов недвижимости, а также повысить требования по ликвидности для тех банков, которые кредитуют проекты недвижимости, и ввести в практику проведение на постоянной основе переоценки недвижимости, находящейся у банков в залоге. Государством рассматриваются главным образом системные риски, которые могут привести к дестабилизации финансового сектора, но никого особенно не заботит, как скажется перегрев рынка на частных инвесторах, то есть населении.

За ценой не постоим 

Выделение денег на социальную сферу, демонстративно озвученное властью, вряд ли озолотит население. Рост денежной базы неуклонно приведет к росту инфляции. По оценке Нацбанка, инфляция будет выше запланированного на 0,4-0,7% в связи с увеличением социальных выплат населению. Регулятор не исключает возможности пересмотра прогноза среднегодового уровня инфляции на 2005 год, установив его в пределах 5,2-6,9% вместо ранее утвержденных 4,9-6,5%. Между тем республиканская бюджетная комиссия на своем заседании одобрила скорректированный Министерством экономики прогноз социально-экономического развития (СЭР) Казахстана на 2005 год, в котором среднегодовой уровень инфляции скорректирован и ожидается в коридоре 5-7%.

Аналитик Ольга Кинасова прогнозирует рост инфляции до 7-8%. "В Казахстане на динамику инфляции влияют высокие цены на экспортные товары, рост внешних и внутренних активов банковской системы, потребительский спрос, импорт инфляции", - отмечает она. Под импортом она подразумевает то, что в России пересматривают прогноз уровня инфляции на 2005 год, не исключая повышение до 10%. По мнению государственных чиновников РФ, повышение инфляции связано главным образом с повышением расходов федерального бюджета, тарифов естественных монополий, высокими ценами на нефть. Так что ситуация между двумя странами очень схожая, и к более быстрому росту цен их подвигают идентичные факторы.

Инфляция, которая, скорее всего, окажется на уровне 7-8%, не учитывает рост цен на автотранспорт и недвижимость. А ведь именно они начинают сильно дорожать, когда благосостояние общества улучшается.

"Мостики" к реальному производству

То, что объем промышленного производства не поспевает за темпами роста доходов населения, свидетельствует о слабости экономических реформ. Примерно три года Казахстан живет в условиях благоприятной конъюнктуры цен на нефть, но реальных преобразований в экономике не происходит. Начали расти инвестиции в технологические проекты, но пока большой отдачи от них трудно ожидать. Вне сомнений, Казахстан потерял время, не сумев вовремя переориентировать получаемые сырьевые доходы, направив их в нужное русло. Тот же Fitch обращает внимание на то, что в период высоких цен на нефть может появиться преждевременная удовлетворенность ходом структурных реформ и усилиться давление, направленное на ослабление налогово-бюджетной политики. "Сами по себе цены на нефть не гарантируют дальнейших позитивных рейтинговых действий. Перспективы рейтингов частично зависят от прогресса в развитии и поддержании достаточных экспортных мощностей, а также от того, как используются поступления от нефти и как власти справляются с дополнительными экономическими трудностями в связи с нефтяными богатствами", - констатирует Fitch.

 

Поскольку экономика пока не готова предложить банкам, пенсионным фондам и частным инвесторам достойное количество качественных бизнес-проектов для финансирования, власть предпринимает шаги для допуска на внутренний рынок иностранных, в первую очередь российских, ценных бумаг. Чтобы хоть как-то сбить накал ликвидности в стране. Пассивный ход. Вместо того чтобы кредитовать другие экономики, гораздо лучше развивать отечественный фондовый рынок, который обеспечивает перетекание свободных капиталов в экономику. Совершенно очевидно, что сегодня в Казахстане не налажены "мостики", соединяющие два берега, один из которых - насыщенность денег в стране, другой - производственные предприятия. А ведь давно уже речь идет о проектных облигациях, акциях национальных компаний и государственных долях в стратегических предприятиях, работающих в таких привлекательных для инвестиций отраслях, как металлургия, энергетика и транспорт. Фондовый рынок сам должен отрегулировать, какие отрасли или компании приоритетны, у какого предприятия наиболее перспективный бизнес и выше стоимость, дать им возможность пополнить оборотный капитал.

"Мы видим, что возникает давление на финансовый сектор в виде роста пассивов, активов банков и других финансовых учреждений. Это тоже создает определенные проблемы. Идут новые дополнительные выплаты в виде доходов населения, значит, будет существенный рост вкладов в пенсионные фонды. Где инструменты для эффективного использования этих средств? Их нет. Дай бог, чтобы успели за два-три года реализовать нашу концепцию инфраструктурных облигаций. Необходимо принимать серьезные меры, любая задержка, любое торможение внесет серьезный дисбаланс в экономику", - считает Зейнулла Какимжанов.

Есть к тому же огромный потенциал у венчурных и инновационных фондов, как у связующего звена между финансовыми возможностями Казахстана и амбициями республики стать технологическим центром в регионе. Паевые инвестиционные фонды уже нацелились на данный сегмент индустрии, нужен выход венчурных и инновационных компаний на фондовый рынок, чтобы их акции, находящиеся в свободном обращении, смогли покупать институциональные инвесторы.

Другая категория экономики, которая может эффективно осваивать свободные в стране денежные ресурсы, - малое предпринимательство. Коммерческие риски кредитования здесь велики, но государство должно разделить их с частными инвесторами. По крайней мере, для формирования отечественного среднего класса это гораздо лучше, чем лояльность к оттоку капитала из страны.

Есть хорошие подвижки: правительство заговорило об усилении партнерских отношений правительства и бизнеса на основе взаимного доверия и выгоды и выказало готовность предоставить гарантии профильного государственного фонда под банковские кредиты в ближайшие три года на сумму около 95 млрд тенге. Именно данный сектор экономики может быстро поставить на поток мини-производства и тем самым ликвидировать разрыв, который грозит превратиться в пропасть между производством и потреблением.