Turnaround по-казахстански

Финансы и менеджмент отечественной компании позволили умирающему комбинату не только избежать банкротства, но и переориентировать ассортиментный портфель в пользу готовой продукции

Turnaround по-казахстански

Согласно венчурной классификации, turnaround - это финансирование испытывающих проблемы компаний с целью обретения стабильности и более прочного финансового положения. Близится к завершению подобный венчурный проект, осуществляемый казахстанской компанией Resmi group Ltd.

Вложено, подытожено

Алматинский хлопчатобумажный комбинат (АХБК) вместе с долгами (порядка 4 млн долларов) был выкуплен Resmi group Ltd в конце 2002 года. Тогда объем готовых изделий в структуре продукции комбината не превышал 20%. Основным продуктом было тканевое сырье, так называемое суровье (см."Текстильный ренессанс" в 1 "ЭК" 2004 года).

Главной проблемой АХБК были его устаревшие производственные мощности. Их оптимизация, приобретение новых современных линий потребовали порядка 2 млн долларов (инвестиции в оборотный капитал составили 12 млн долларов). В частности, на предприятии модернизировали первую очередь производства - 12 цеховых циклов от первичной обработки хлопка до получения суровья. При отделке тканей стали использовать новейшие европейские препараты и красители. Кроме того, внедрена инновационная технология антимикробной пропитки тканей. Завершается процесс внедрения стандарта качества ISO 9001:2000.

Немаловажное значение имеет и внешний вид изделий. Привлечение казахстанских и итальянских дизайнеров специально для разработки коллекций АХБК позволило выпускать готовую продукцию с широким ассортиментом интересных рисунков. Созданы три бренда постельного белья - "Мачо", "Хамелеон" и "Слиппер".

Грамотный менеджмент и выверенная маркетинговая политика позволили предприятию увеличить выпуск продукции, одновременно сместив продажи в сторону готовых швейных изделий с высокой добавленной стоимостью до 1,5 млн штук по итогам 2004 года (870 тыс. штук в 2002 году). По готовой ткани прирост - 1 млн метров.

- По итогам первого квартала 2005 года на производственных мощностях АХБК выработано 3,9 млн метров суровья. В виде готовой ткани и швейных изделий было продано 77% всего объема продукции, - говорит управляющий директор комбината Еркин Кошкинбаев. - Если еще в 2001 году суровье занимало 80% продуктового портфеля, то сегодня соотношение тканевого сырья и полотна приближается к заветной планке 20 на 80%.

Мониторинг рынка, регулярно проводимый компанией, демонстрирует рост популярности марки АХБК - под ней на рынках встречается огромное количество контрафактной продукции, произведенной в Китае, Киргизии и Узбекистане.

В настоящее время акции АХБК востребованы, и руководство Resmi group Ltd уже в краткосрочной перспективе готово закончить living with company (дословно: "проживание с компанией" - так называется этот период в венчурной практике), то есть совершить exit (выход), согласно традициям венчурного бизнеса.

Венчуру без менеджеров не бывать

Приведенный пример инвестирования в проблемную компанию, а также пример вложения инвестиций бизнес-ангелом на этапе start-up в научную разработку (см. "Инвестировать в науку" в 16 "ЭК" 2004 года) - всего лишь единичные образчики венчура, к сожалению, отнюдь не свидетельствующие о зарождении новой философии бизнеса в Казахстане.

Государственные потуги в этом отношении - создание венчурного и инновационного фондов - пока тоже не могут похвастать успехами. Если рассматривать развитие венчура с точки зрения мировой практики, сближение капитала и идей происходит на фоне взаимного желания и активности сторон. То есть необходимо, чтобы инноваторы (или компании, нуждающиеся в средствах и менеджменте) научились оценивать рынки и на их основе составлять серьезные деловые проекты с четким видением перспектив продвижения продукта. В свою очередь у предпринимателей должен быть азарт к рисковым проектам и, наверное, понимание особенностей постсоветских реалий, где гении от науки совершенно не смыслят в маркетинге. Впрочем, нехватка квалифицированных менеджеров - большая проблема и бизнес-среды.

Казалось бы, почва для активизации венчурных капиталистов в Казахстане есть. Во всяком случае, в стране имеются инноваторы и свободные средства. Не хватает, пожалуй, самого главного для успешного развития венчура, образно выражаясь, удобрения, без которого о плодах не стоит и мечтать - квалифицированных менеджеров в научной среде, которые могли бы превратить идею в бизнес-план.