Драматургический эксперимент

Драматургический эксперимент

Втеатре "Арт и шок" в течение трех вечеров проходили спектакли, посвященные дню театра, объединенные одним названием и общей задачей. Проект "Театр в поисках автора" задуман как встреча театра и современной казахстанской драмы. Пьесы молодых драматургов Казахстана театры сегодня не ставят, и их почти не читают. Между тем в России уже давно существует целое направление "Новая драма", поддерживающее современную драматургию. Актерский ридинг (форма презентации представленных авторами пьес) сопровождался импровизацией и живой музыкой в исполнении группы "Максим Сергеич". Предполагалось, что кроме рядовых зрителей на спектакли придут и профессионалы: режиссеры театров и сами авторы. Но из корифеев местной режиссуры был лишь Б.Н. Преображенский. Остальные событие проигнорировали, априори вынеся казахстанской драматургии вердикт почившей.

Галина Пьянова (актриса и режиссер театра) подчеркнула, что в спектакле "читались" пьесы, представленные начинающими молодыми авторами, нуждающимися в понимании и поддержке, и что происходящее носило больше характер театрализованного шоу, и не было "чистым" (с листа) ридингом пьесы, к восприятию которого наш зритель не подготовлен. Но несмотря на отдельные недостатки, драматический материал (вдохновивший на оригинальную импровизацию) был довольно любопытным. Спровоцировав споры и критику, он не оставил ни зрителей, ни актеров равнодушными. Наибольшее число зрительских голосов получила пьеса Ильи Одегова "Надежда кроется в обмане". Несмотря на абстрактно-абсурдное содержание, она вызвала наиболее бурные эмоции: у актеров - потому что оказалась объектом иронии и проблематизировала постановку, у зрителей - из-за оригинальности найденных импровизаторских решений. Конечный результат оказался сюрпризом не только для зрителей, но и для самих актеров, изрядно оживив ход представления. Привлек внимание и моноспектакль Ивана Глаголева "О любви к Чайковскому" - история наркомана и философа по жизни, обретшего смысл существования в рождении ребенка. Интересным моментом драматургии было выполненное в минималистском духе оригинальное оформление спектакля.

Близко конкурировала (по внутреннему негласному актерскому рейтингу) с "Чайковским" пьеса Дины Махметовой "Кораблик на волне памяти", не оставившая равнодушных и среди зрителей. На одних произвело впечатление содержание пьесы (история любви двух юношей Алика и Даника, прошедшая сквозь испытания и невзгоды), на других - язык драматургии, напоминающий микс-вытяжку всевозможных клише мыльных опер. Хорошим результатом стало то, что авторами пьес заинтересовались театры. DTA (немецкий театр) собирается поставить "Квартиру" Сергея Коровникова и пригласил для разработки драматического материала Дину Махметову. "О любви к Чайковскому" Ивана Глаголева и "Голубь" Юрия Бартенева дополнят репертуар "Артишока". А пьеса Ильи Одегова, как победителя конкурса, будет направлена на российский фестиваль "Новая драма", проходящий под патронажем "Золотой маски".