Входной билет в будущее

Потребность в дополнительном финансировании и растущая конкуренция заставят отечественные компании перейти к общепринятым стандартам, используя нормы корпоративного управления

Входной билет в будущее

За последние несколько лет Казахстан значительно продвинулся в развитии корпоративного управления. Этому способствовало создание законодательной базы фондового рынка, совершенствование внутренней структуры компаний, принятие международных норм бухгалтерской и финансовой отчетности. Кроме того, появились лоббисты идеи развития корпоративного управления. Главным образом, это регуляторы рынка.

Инициативность госоргана понятна: рынок акций находится в зачаточном состоянии и не выполняет свою главную задачу - обеспечить перетекание средств из непроизводственной сферы в реальное производство, попутно привлекая на фондовый рынок деньги населения. Физических лиц, инвестирующих в ценные бумаги, ничтожно мало в масштабах республики. При этом обращение физлиц на фондовый рынок вовсе не означает исключительный интерес к отечественным ценным бумагам. Их деньгами управляют управляющие компании и, обеспечивая своим клиентам не только требуемую доходность, но и защищенность от рисков, компания зачастую вкладывает деньги в активы, обращающиеся на более развитых рынках. Также в обязанности надзорного органа входит защита прав инвесторов и снижение их рисков, что можно добиться, внедрив комплекс механизмов корпоративного управления.

Заинтересованы в развитии корпоративного управления и профессиональные участники рынка ценных бумаг. Брокерские компании давно уже не существуют за счет комиссионных от сделок купли-продажи ценных бумаг. Основной доход брокеры-дилеры получают от услуг инвестиционного банкинга, в том числе организации вывода и размещения акций и облигаций эмитентов на фондовые биржи. Чем лучше обстоят дела у эмитента с корпоративным управлением, тем на более выгодных условиях привлечет он деньги или успешнее разместит эмиссию акций. В последнее время участников рынка в вопросах внедрения корпоративного управления поддерживает Ассоциация финансистов Казахстана, при которой летом 2004 года была создана рабочая группа по корпоративному управлению.

Верхи хотят - низы не могут

Инициатива спускается сверху. А что же сами компании, ощущают ли они потребность в применении стандартов корпоративного управления? Чтобы ответить на этот вопрос, надо определить, какие стратегические цели у казахстанских компаний.

Отметим, что стандарты корпоративного управления в первую очередь необходимы компаниям, желающим стать публичными для успешного выхода на другие рынки. Практика показывает, что инвесторы больше доверяют "прозрачным" компаниям с ясной системой принятия решений, внятной дивидендной политикой, уважающим права миноритарных акционеров. Корпоративное управление важно для компаний, желающих увеличить свою рыночную стоимость. Известное исследование компании McKinsey, проведенное в 2002 году, выявило, что инвесторы готовы платить до 20% премий за высокое качество корпоративного управления на акции корпораций в развитых странах.

У нас в стране выход на международные рынки капитала осуществляют крупные листинговые компании и их "дочки". Поэтому акционерных обществ, принявших стандарты корпоративного управления, в Казахстане немного. Значительная часть казахстанских компаний финансирует свои инвестиционные программы за счет синдицированных займов и собственных средств, что обусловлено нежеланием компаний раскрывать структуру собственников.

Неравномерен и отраслевой спектр листинговых компаний. Приоритет в развитии финансового, добывающего и перерабатывающего секторов, энергетики делает эти отрасли наиболее привлекательными для инвесторов. Так, из 47 эмитентов облигаций 22 компании относятся к финансовому сектору, 11 - к добыче и переработке сырья, энергетике. Из 56 эмитентов акций 24 - к финансовому сектору, 12 - к добыче и переработке сырья и энергетике. Соотношение между привлечением заемных средств и акционерного капитала составляет 100 выпусков облигаций на 82 выпуска акций. Однако эмитентов акций несколько больше, и они активно идут на вторичный выпуск акций. Первичных выпусков очень мало по той простой причине, что для попадания ценных бумаг в листинг требуется раскрытие информации о финансово-хозяйственной деятельности эмитента (см. график). Ситуация может измениться, когда на рынок начнут выходить представители отраслей коммуникации, производства товаров широкого потребления.

Конкуренция - двигатель корпоративного управления

У этих компаний есть хорошие шансы развития корпоративного управления и выхода на фондовый рынок. Одним из стимулов становится процесс разделения собственника и управляющего, когда владелец компании передает оперативное управление профессиональным менеджерам и хочет контролировать их действия. Основными крупными владельцами казахстанских компаний являются физические лица; миноритарные акционеры, как правило, отсутствуют. Следовательно, можно ожидать передела собственности, когда крупные пакеты будут куплены институциональными или другими инвесторами. Кстати, нарождающиеся управляющие паевых фондов уже открыто говорят о желании контролировать деятельность компаний, в чьи ценные бумаги они намерены вкладывать средства привлеченных пайщиков. Чтобы избежать череды корпоративных войн, собственникам нужно уже сегодня позаботиться о соответствии нормам корпоративного управления.

К факторам стимулирования более активного использования стандартов корпоративного управления можно также отнести рынок корпоративного контроля, когда угроза скупки недооцененной компании и смены менеджерской команды значительно дисциплинирует менеджмент компании; рыночную конкуренцию, когда рынок отбирает наиболее эффективные формы организации бизнеса. На пороге вступления Казахстана в ВТО проблема давления внешних конкурентов особенно близка к пониманию. Не случайно крупные финансовые компании уже сегодня заняты поиском стратегических иностранных инвесторов для привлечения в компанию новых технологий, для усиления своей рыночной конкурентоспособности. Таких компаний хоть и меньшинство, но у них большие обороты и ясные перспективы.

Если внимательно посмотреть, то проблем с корпоративным управлением на отечественном рынке предостаточно. Здесь и отсутствие четких прав и обязанностей независимых директоров, и неготовность самих советов директоров к сотрудничеству с независимыми директорами, и нехватка специалистов, соответствующих требованиям законодательства и при этом разбирающихся в нюансах бизнеса и корпоративного права, и низкая транспарентность казахстанских компаний, когда большинство из них не публикует свои финансовые показатели. Среди причин: ведение двойной бухгалтерии, желание сохранить конфиденциальность информации, отсутствие потребности в развитии цивилизованного бизнеса. Беспокоит инвесторов и абсолютно закрытая для инвестиционной общественности структура собственников, когда для решения личных проблем крупные акционеры руководствуются только своими интересами и подвергают риску более мелких инвесторов.

Естественно, с таким багажом трудно рассчитывать на благосклонность инвесторов. Это понимает фондовый рынок, и уже начинают осознавать сами компании.