Благоприятен брод через великую реку

Фильмы корейского кинофестиваля продемонстрировали художественное разнообразие и умение режиссеров привнести в традиционное жанровое видение новую эстетическую реальность

Благоприятен брод через великую реку

ВАлматы прошел Фестиваль корейского кино. Представленные фильмы, за исключением Oldboy (уже знакомого нашим зрителям), в Казахстане на широком экране до этого не демонстрировались. Были показаны три новых картины: "38-я параллель", "Пустой дом" и R-point. Кстати, непонятно: почему Oldboy считают самым ярким корейским фильмом, показательным примером расцвета корейской кинематографии? Оказывается, есть другие, более осмысленные и менее ширпотребовские ленты.

"38-я параллель" снята по мотивам событий гражданской войны в Корее 1950-1953 годах. Режиссером фильма, Чже Гю Канном, руководит не желание разобраться, "как все было на самом деле", а потребность ясно высказать давно очевидные, но еще не до конца понятые истины. В войне нет победителей, а есть живые и мертвые, война уродует людей. Режиссеру удается приподняться над политикой и идеологическими убеждениями. Главная идея фильма - не столько объединение Кореи, сколько мечта об общечеловеческом мире. Насколько страшна война, в которой нет и не может быть никакой романтики, более того, даже нет места подвигу и славе, Чже Гю Кан показал довольно убедительно. Человек должен оставаться человеком в любых условиях, даже если его заставляют играть по нечеловеческим правилам.

Режиссер добивается резкого контраста между реалиями мирной жизни и ужасами войны. Стремительная динамика атак, взрывы снарядов, разлетающиеся части человеческих тел, шум канонад дают почувствовать зрителю, что война - это бойня и мясорубка. Голод, антисанитария, куски мяса, в которые прямо на глазах превращаются тела людей, заминированные трупы, убийства женщин и детей - заставляют зрителей вздрагивать от ужаса. Но готовность к самопожертвованию, способность сохранять надежду и любовь в самых бесчеловечных ситуациях - впечатляют еще больше.

"Пустой дом" - новая работа Кима Ки Дука уже известного по фильмам "Остров" и "Весна, лето, осень, зима... и снова весна". Режиссер опять удивил своеобразной эстетикой кино и оригинальным сюжетом. Рассказанная история - такая же метафора, как и название фильма. Пустой дом - образ человеческой души, странствующей в поисках самой себя и стремящейся обрести плоть в реальности чужого существования.

Герои Кима Ки Дука, как обычно, странные люди. Тае Сук разъезжает на мотоцикле и не расстается с клюшкой для гольфа, постоянно отрабатывая удар. Он селится в домах, на время оставленных хозяевами, ничего не трогает, только ест, спит, поливает цветы, стирает одежду и делает мелкий ремонт. В одном из домов юноша встречает бывшую модель, ныне похожую на тень, Сунь Хуа, которую избивает муж. Тае Сук и Сунь Хуа оказываются родственными душами. Понимая друг друга без слов, они становятся странниками, временными постояльцами, без спроса заимствующими в чужих домах чуточку тепла и уюта. Чувственная эстетика, молчание главных героев создают атмосферу хрупкости подлинных переживаний. Следует заметить, что во всех фильмах фестиваля жестокость выражена в большей или меньшей степени. Присуща она и фильмам Кима Ки Дука, в которых обретает черты тонкой иронии и черного юмора. Режиссер мастерски балансирует на грани мистики и реальности, искусства и жизни. Очередной поворот сюжета обрастает метафорической двусмысленностью.

Фильм R-point ("Точка-Р") - вновь про войну. Жанр можно определить как мистический триллер. Хотя война сама по себе ужас (как убедительно продемонстрировала "38-я параллель") режиссеру Су Чангу Конгу этого недостаточно. Он окутывает насильственную смерть ореолом мистицизма. Становится ли от этого еще страшнее? Да, R-point - страшный фильм. Чувство страха вызывают не ожившие мертвецы, не реки крови и не горы трупов, а ощущение смутной неопределенности, безысходности и обреченности, беспомощности перед непостижимым. Фильм, замешанный на мистической закваске, изрядно запутан. Но разгадывать загадку происходящих событий не особенно хочется. Главное ясно и так: "Точка-Р" - место обиталища духов, остров-кладбище для живых мертвецов, лабиринт, из которого нет выхода тем, "у кого руки в крови", как гласит надпись на могильном камне. Это последний пункт назначения мечтающих о доме и мирной жизни солдат.

Режиссеру удается сохранить мистическую неопределенность и не скатиться в "ужасные" банальности. Наряду со сценами, навеивающими леденящий ужас (когда герой видит спины солдат-призраков и, принимая за своих, притаивается, как и они, в засаде, а через секунду обнаруживает впереди лишь колышущиеся побеги бамбука), встречаются и типичные клише (черная кровь, периодически льющаяся из рации).

Во всех фильмах на главные роли подобраны актеры с восточно-европейской внешностью, сразу вызывающие симпатию у массовой аудитории, привыкшей к навязанным рекламой образцам красоты европейского типа. В целом, можно сделать вывод, что корейская кинематография находится на пике подъема, а мода на корейское кино, как и японское, гонконгское или китайское, уже не за горами.