От Congo до Almaty

От Congo до Almaty

Недавно Алматы посетила группа Brazzaville. Это настоящее культурное событие, особенно, если учесть, что современные зарубежные рок-исполнители Казахстан своим вниманием не балуют. Подобная милость судьбы объясняется тем, что Brazzaville - не коммерческий проект, и они приехали к нам не ради денег и славы. Просто Дэвид Браун очень любит путешествовать (путешествие - его жизненное кредо). В Средней Азии Brazzaville еще не были, а тут, как раз, предложение приехать в Казахстан. Судя по текстам и географии турне, а также оформлению сайта группы и обложек альбомов (на которых изображены милые азиатские девушки), музыканты любят Юго-Восточную Азию и не любят, как сами признались, США, хотя группа (ныне проживающая в Барселоне) образовалась именно там.

Любят они и Россию, где уже неоднократно побывали, заехав даже на Курилы. В Москве их выступления проходят на ура, в переполненных клубах. Аудитория знает их песни наизусть и дружно подпевает. А вот в Алматы "Браззавиль" не ждали. Алматинцам эта группа знакома мало - "Браззавили" не из тех, кто себя раскручивает. На концерте присутствовала малочисленная (производящая впечатление случайно попавшей) публика. Дяденьки и тетеньки сидели за столиками, плотно приклеившись к стульям. Заплатив за билет, они претендовали на свободный обзор, отгоняя от сцены журналистов с фотоаппаратами. Дэвид Браун неоднократно просил выйти из тьмы на свет, что мы и сделали - очень хотелось поддержать музыкантов. Браун пытался взбодрить вялую публику просьбой подпевать незамысловатый припев. Но энергии оптимистичного романтика было недостаточно, чтобы расшевелить пришедших поглазеть и развлечься. То, что "Браззавиль" не вписывается в музыкальный антураж клуба Palladium (называющегося почему-то jazz club), было ясно с самого начала. Бьющая по ушам однообразная электронная музыка, звучавшая перед концертом, не соответствовала стилю предстоящего события. Отсутствие музыкального вкуса и понимания концепции приглашенной группы дополняли включенные в качестве разогрева в программу вечера играющие под фонограмму и читающие рэп вкупе с флейтой и трубой Monoxide. Все это ярко демонстрировало уровень музыкальных потребностей посетителей клуба, не способных оценить творчество "Браззавиль".

Из пресс-конференции, на которой музыканты охотно отвечали на вопросы, было понятно, что они негативно относятся к шоу-бизнесу, порождающему поточность и однообразие массовой культуры. Их творчество - это образ жизни, продолжение альтернативной традиции независимого искусства, выражение свободы передвижения и общения. Поэзия Дэвида Брауна - заметки странника, рассказывающего экзистенциальные истории о наполненной светлой грустью любви и смысле человеческого существования. Его часто сравнивают с Томом Уэйтсом, Джимом Моррисоном и Бобом Диланом. Музыка Brazzaville маргинальное (джаз, лаунж, пост-панк, индо-поп), но при этом совершенно целостное, трудно маркируемое явление. Последний альбом Hastings street отличается ритмической легкостью и романтизмом, в нем плавно сочетаются звуки скрипки и зов трубы, простые гитарные ритмы, bossa-nova и поп-мотивы. Вряд ли, Brazzaville захотят приехать в Almaty еще раз. Остается только надеяться, что когда-нибудь и у нас будут ценить подобные события, и они престанут быть случайностью.