Красивая мечта

Казахстан грезит стать конкурентоспособной страной на международном уровне, но при этом создается риск утратить свободную конкуренцию на внутреннем рынке

Красивая мечта

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу вхождения страны в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, согласно рейтингу Всемирного экономического форума. Стратегия исполнения предполагает усиление роли государства во всех значимых отраслях экономики. И хотя декларируется создание равных условий хозяйствования, на деле государство всегда может включить административный ресурс, подминая свободную конкуренцию.

К обеду - ложка

Престижность статуса конкурентоспособной страны подстегивает Всемирный экономический форум, ежегодно представляя отчет о макроэкономической конкурентоспособности стран на основе расчета индекса конкурентоспособности роста (Growth Competitiveness Index). На протяжении последних трех лет первое место в списке стабильно удерживает Финляндия, на втором месте США, на третьем Тайвань. Из бывших советских стран в первую двадцатку вошла лишь Эстония. Россия, как и в 2003 году, заняла 70-е место. По мере усиления процессов глобализации основным фактором оценки национальной экономики становится ее конкурентоспособность. В общих словах конкурентоспособность страны можно определить как способность в условиях свободного рынка производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка. Индекс конкурентоспособности роста рассчитывается на базе трех показателей - технологического уровня страны, качества ее общественных институтов и макроэкономических условий, которые рассматриваются движущей силой экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе.

С точки зрения макроэкономики, у нас все идет отлично. Согласно прогнозам Министерства экономки, в 2006-2008 годах казахстанская экономика будет расти на 8,2% в год. Правительство планирует, что в 2008 году реальный ВВП Казахстана по сравнению с 2000 годом будет удвоен, а к 2008 году утроен.

Вопрос в другом: в качестве роста. Ответ на него - это способность государства соответствовать двум другим показателям конкурентоспособности: технологичности промышленности и качеству общественных институтов. Вот здесь нас и подстерегают рифы. Главный из них - то, что основным источником роста является нефтедобывающий сектор, которому благоприятствуют высокие мировые цены. По прогнозам Всемирного банка, в течение последующих 20-30 лет в зависимости от цены на нефть, экономических резервов и объемов добычи нефти прибыль государства от нефтепроизводства может составить от 27 млрд до 96 млрд долларов США. И хотя правительство делает ставку на развитие несырьевых отраслей экономики, в ближайшее время нефтяной сектор сохранит свои позиции локомотива казахстанской экономики, так как сегодняшняя внешняя конкурентоспособность республики поддерживается именно добывающими секторами, показывающими стабильный рост и привлекающими основную часть средств.

В этом - превалировании нефтегазодобывающей отрасли - есть риск снижения конкурентоспособности Казахстана. По мнению экономиста TuranAlem Securities Ольги Кинасовой, продолжающееся усиление зависимости национальной экономики от сырьевого сектора (см. таблицу) делает несырьевую промышленность уязвимее. Так что тема повышения конкурентоспособности Казахстана весьма своевременна. "В экономике Казахстана появляется ряд тенденций, отражающих вероятность кризисных явлений в среднесрочном и долгосрочном периоде при отсутствии необходимых реформ", - считает г-жа Кинасова. В качестве путей решения для повышения качественной конкурентоспособности экономист предлагает, во-первых, ускорение реформ в реальном секторе экономики (стратегия индустриально-инновационного развития). Во-вторых, погашение внешнего долга (объем погашения внешнего долга должен соответствовать объему привлеченных инвестиций за период): избежание "перегрева" экономики, защита от реальной ревальвации и инфляции. В-третьих, увеличение внутренних инвестиций: повышение инвестиционного дохода, сокращение дефицита доходов. И, наконец, в-четвертых, увеличение казахстанских инвестиций в другие страны, что также будет способствовать повышению инвестиционного дохода и сокращению дефицита доходов.

...и кластеризация всей страны

В глобальном смысле построение конкурентоспособной экономики Казахстан решил осуществить, используя следующие инструменты: улучшение делового климата на макроуровне и на уровне отдельно взятой отрасли, разработки государственных мер поддержки бизнеса, прямого государственного инвестирования в конкретные отрасли и проекты.

Для повышения конкурентоспособности избрана кластерная стратегия. Создание горизонтально объединенных в пределах одной отраслевой направленности самостоятельных предприятий, начиная с добычи сырья до производства готовой продукции, должно явить собой, по замыслу власти, эффективный технологический механизм. Несколько крупных конкурентоспособных кластеров обеспечат рост производства с высокой добавленной стоимостью и высокотехнологичных отраслей. Тем самым разработчики стратегии ожидают, что кластерное развитие позволит стране отойти от сырьевой зависимости.

"Анализ ряда отраслей показал, что часть импортируемой продукции можно производить на территории Казахстана, и себестоимость ее производства будет конкурентоспособна, - сказала "Эксперту Казахстан" Гульмира Курганбаева, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований. - Сегодня мы ввозим продукцию машиностроения. Для ее отечественного производства необходима продукция сталелитейной и химических отраслей". Наши сталелитейные предприятия, как правило, не производят продукцию 5-6-го передела, заканчивают свой производственный цикл прокатом стали, хотя могут производить готовые изделия. Для их производства, по мнению г-жи Курганбаевой, необходимы программа развития отрасли, грамотное управление инвестициями, повышение заинтересованности казахстанских участников в производстве готовой наукоемкой продукции, ведь некоторые наши отрасли монополизированы предприятиями с иностранным участием. "Сегодняшний нефтехимический комплекс - это предприятия с иностранным участием, в металлургии этот показатель составляет 70%", - отмечает собеседница.

В общем, кластерная стратегия нацелена на поднятие уровня внутренней конкурентоспособности. Подразумевается, что когда кластер создается на базе крупной компании, между ее мелкими поставщиками возникает конкурентная борьба за подрядные договоры, стимулирующая улучшение качества товаров и услуг этих мелких предприятий. "Задача государства - создать условия для развития бизнеса, кластеры будут возникать в тех отраслях, где накоплена критическая масса предприятий, - пояснил директор департамента кластерного развития АО "Центр маркетингово-аналитических исследований" Рустам Дуспаев. - Работа с пилотными кластерами ведется для того, чтобы показать бизнес-сообществу и местным исполнительным органам пример возможности такой организации производства в Казахстане. Дальнейшие инициативы по созданию кластеров должны будут исходить от них самих".

Абсолютно естественно, что кластер возникнет не на пустом месте, а там, где есть для этого предпосылки и перспектива. На сегодняшний день большинство позитива отечественной экономики сконцентрировано вокруг ресурсной базы: полезных ископаемых и квалифицированных специалистов, на которых базируются государственные и совместные предприятия. Не зря правительство утвердило пилотные проекты в туризме, нефтегазовом машиностроении, пищевой промышленности, транспорте и логистике, производстве строительных материалов, где концентрация предприятий с государственной долей собственности особенно высока.

Поиск новых идей

Складывается впечатление, что в стране нет никаких альтернатив кластерной стратегии. Хотя очевидны ее прорехи. Учитывая то, что импортированная нами теория не запрещает создание нескольких кластеров в рамках одной отрасли, возможно региональное их распределение по областям. Такое развитие событий неизбежно приведет к доминированию отдельно взятых предприятий в отраслях и снижению условий свободной конкуренции. При этом власть уже забыла, как боролась с монополией холдингов десять лет назад, что привело к реструктуризации отечественных рынков.

Сейчас мы вновь загоняем предпринимательскую среду в угол, оставляя им крохотную делянку. Малому бизнесу суждено конкурировать между собой за обслуживание холдингов. Максимум, чего он сможет достигнуть - вырасти до уровня среднего предприятия. Такие ограниченные перспективы не стимулируют экономическую активность граждан, не происходит и нормального развития экономического общества. А ведь именно малый и средний бизнес остаются самым слабым звеном в национальной экономике и нуждаются в государственной поддержке, безусловно, больше, чем транснациональные компании. У нас по-прежнему не решена ключевая проблема: становление института профессиональных саморегулируемых организаций. Созданные на сегодняшний день различные бизнес-организации носят общественный статус и объединяют бизнесменов различной отраслевой направленности. Вследствие чего данные ассоциации, фонды и форумы не обладают полномочиями брать на себя большой круг обязанностей и ответственности по отраслевому развитию.

Объединение предпринимателей по факту принадлежности к конкретному сектору экономики способствовало бы обмену опытом, распространению профессиональной информации, обучению кадров, формированию национальных стандартов производства. Малые предприятия не могут себе позволить дорогостоящее обучение кадров, стажировки, которые могут быть организованы профессиональной организацией.

Также, по мнению специалистов, ориентация развития малого и среднего бизнеса как вспомогательного участника процесса производства снижает его креативность. Ставка должна быть сделана на разнообразие товаров и услуг, поиск своей ниши, отличность от соседей.

Даже если сама отечественная отрасль неконкурентна, в ней есть компании, которые демонстрируют рост объемов производства качественной продукции. У таких компаний есть шанс сохранить позиции на внутреннем рынке и, более того, выйти на внешний. Нужно только найти ниши, не занятые крупными транснациональными компаниями. Примером может служить АХБК, ниша которого заключается в производстве постельного белья.

"Важно развивать сервисную экономику, - говорит директор по развитию ТОО "ДиССерР" Шолпан Табаева, - аудит, консалтинг, индивидуальный пошив одежды, производство мебели и других товаров и услуг. Данная специализация защитит отечественный малый и средний бизнес".

Лучшая защита - нападение

Альтернатива кластерам, конечно же, есть. Беда в том, что на данном этапе кластерное развитие внутренней и внешней конкуренции считается практически идеальным. Государство и финансово-промышленные группы с частным или государственным участием давно уже заняли командные высоты в отечественной экономике, отводя малому и среднему бизнесу вспомогательную роль. Сверхдоходы от экспорта природных ресурсов долгое время позволяли нам не беспокоиться относительно ближайшего будущего. Именно поэтому, как считает ряд экспертов, государство не имело четкой и последовательной стратегии развития экономики. Следствие пассивности власти - легко наполняемый бюджет: есть в казне деньги - создаются государственные предприятия, нет финансовой возможности - поднимается вопрос о приватизации части государственных компаний.

Решая задачу повышения конкурентоспособности фактически полугосударственной экономики, власть становится крупным игроком в экономике, управляя национальными компаниями, иначе транснациональными корпорациями (ТНК).

Международный опыт показывает, что к настоящему времени ТНК контролируют до половины мирового промышленного производства. Государства, имеющие национальные ТНК, активно их поддерживают, в свою очередь ТНК обеспечивают государственному бюджету поступление налоговых средств от международной деятельности, распространение их экономического и политического влияния.

Эксперты ставят под сомнение эффективность идеи выхода на мировой рынок посредством создания отечественных ТНК. Во-первых, очевидно, что основой их образования послужат национальные компании. Однако их низкая капитализация и явная добывающая направленность не позволят в короткий срок занять нишу на рынке. Во-вторых, запоздалое создание отечественных ТНК имеет смысл лишь для их работы на территории постсоветстких стран. По мнению директора консалтинговой компании "Ди-эксперт" Галимжана Тургумбаева, казахстанские ТНК в своей экспансии смогут двигаться только на слоборазвитые рынки соседних стран - Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, и только с согласия правительств этих стран. "Отечественным ТНК интересны их рынки с точки зрения дешевого труда, это то, чего нам так не хватает", - отметил г-н Тургумбаев.

Но создание собственных ТНК для противостояния иностранным конкурентам - не единственный путь, по которому может идти развивающаяся страна. Развитие информационных технологий и их оперативное внедрение в бизнес порой делают более успешными именно небольшие компании, которые оказываются гибче мегахолдингов и умудряются отвоевывать клиентов у "старших братьев". Мы сейчас, судя по всему, не берем в расчет такую возможность конкуренции с крупными и именитыми международными корпорациями. Хотим создать ТНК, которые будут конкурировать на мировом рынке, но ради достижения этой цели можем подорвать основы здоровой конкуренции внутри страны.