Мир музыки

Мир музыки

Магия джаза

В Алматы прошел четвертый ежегодный джазовый фестиваль. К сожалению, автору этих строк удалось побывать лишь на его открытии и закрытии. Но и они были богаты музыкальной событийностью. Приятно было послушать выступление джаз-банда "Алматы" II под управлением организатора фестиваля Тагира Зарипова. Молодые дарования всегда внушают большие надежды, создавая атмосферу умиления и доброжелательности. Хитом стала импровизация на тему "Текила" (с флейтой, тромбоном и трубой).

Неожиданной для алматинских слушателей оказалась джазовая импровизация Баха германского органиста Давида Тимма. Его аранжировками пользуются не только оркестры Германии - "Гевандхаус-оркестр", "Мендельсон-оркестр" - но и знаменитый джазовый вокалист, обладатель 10 "Грэмми", американец Бобби Макферрин. Давид Тим вместе с саксофонистом Райко Броккельтом доказали на практике тезис о родстве Баха и джаза. Присутствовавшие могли услышать как Бах свингует. Технически сложно играть джазовую музыку на органе. Интересен опыт соединения богатых по звучанию и органа, и джаза. Оказывается, благодаря джазу орган может быть услышан как духовой инструмент. Подтверждением тому стали воздушные импровизации, в которых звучание органа оказывается гармоничным продолжением саксофона.

Знаменитый саксофонист Ли Кониц сказал: "Я думаю, что Бах был первым джазовым музыкантом. В его музыке есть тот самый свинг и то самое содержание, которые для меня существуют как джаз". Исполнение джазовых произведений на органе относительно новое веяние, которое, тем не менее, уже стало традицией. В Алматы джаз на органе прозвучал впервые. Более привычным по звучанию, но при этом зажигательным и живым оказалось выступление молодой джазовой группы студентов и преподавателей Киргизской консерватории Salt Peanuts.

На закрытии свою программу (джазовые обработки русского фольклора) представил коллектив Владимира Осипова. Вокалистка Ирэна Аравина - это Надежда Бабкина, но только поющая джаз. Самым ярким событием стала музыкальная программа квартета Кристиана Рандалу. Квартет Рандалу - образцовый пример ансамблевой сыгранности талантливых импровизаторов, которые не придерживаются джазовых канонов и авторитетов, а идут дальше, создавая по-своему уникальный мир музыки. Своим выступлением музыканты показали: импровизация - это искусство, переходящее в магию. Потрясающий ударник Бодэк Янке сразу завоевал симпатии аудитории непривычной для азиатского слуха европейской игрой на домбре. Но это было только начало. Затем Бодэк исполнил песню африканского шамана и продолжил свой магический ритуал, используя культовые предметы. Подогретый энергетикой восхищенной публики (в конце она аплодировала стоя) квартет сыграл композицию, насыщенную вариациями, обрамляющими центральную тему (хорошо знакомый архетип скандинавской танцевальной), которую блестяще вел виолончелист Стефан Браун. Мастерство импровизации показали Кристиан Рандалу (рояль) и Паскаль Ниггенкемпер (контрабас). Концерт закончился традиционным джем-сейшном, который еще раз продемонстрировал откуда родом джаз, погрузив покачивавшуюся в бесконечно варьирующемся ритме публику в легкий транс.

Ольга Власенко

Замрите, ангелы

После трехлетнего молчания Земфира выпустила свой новый альбом под названием "Вендетта". Кому и за что мстит Земфира? На этот вопрос может быть несколько ответов. Но, пожалуй, верен один, данный самой певицей: "...потому что альбом должен как-то называться, ведь все вещи как-то называются". Об обложке - "все обложки как-то оформляются". В конце концов, главное не оформление и название - а содержание, музыка и песни. Альбом, конечно, впечатляет. Услышав клип "Прогулка", крутившегося по МузТВ - была удивлена его диско-ритмами: Земфира начала писать песни в таком стиле? Но как оказалось, в общем абрисе альбома, где присутствуют и трип-хоп, и хард-рок, и синти-поп и... конечно же, рок-н-ролл - "Прогулка" звучит совсем по-другому, став гармоничной частью музыкальной и лирической концепции.

Творчество Земфиры интересно своей концептуальностью, а еще интимной откровенностью. Она открыто говорит о своих чувствах - ведь, по ее признанию, нужно говорить только тогда, когда есть что сказать. Лирические образы песен "Небомореоблака", "Самолет" как будто навеяны настроением заоблачных далей фильмов небожительницы Ринаты Литвиновой, снявшей, кстати, клип к "Прогулке". Лирика обретает стойкие гетеросексуальные черты: Земфира периода "Вендетты" - это сильная женщина, открыто поющая о своей любви к мужчине: "Друг", "Дай мне руку", "Малыш" (вариация на типичную рок-н-ролльную тему о "бэби", только спетую по-русски и женщиной, играющей рок-н-ролл, а не мужчиной). Земфиру вполне можно было бы назвать русской Дженис Джоплин. Она и сама, сознательно или бессознательно, стремится к этому: по-хипповски художественно-беспорядочный вид, огромные круглые очки, неряшливо уложенные волосы, категоричность в словах и поступках, граничащая с экстравагантностью. Нарочитую простоту альбома Земфира объясняет тем, что электронная перегрузка убивает песню, она же стремится спасти ее, упростив аранжировку, двигаясь к минимализму.

"После 4 лет занятий вокалом, это стало неинтересным - теперь я занимаюсь настроением", - призналась Земфира. Действительно, она не пользуется принятыми штампами, а создает свои глубокие, преимущественно грустные, а иногда и агрессивно-разрушительные оттенки. Местами во время прослушивания альбома посещает беспокойное чувство "дежа вю". Но на что похоже - сказать трудно. Это тоже часть задумки, как и ощущение от текстов, возникающее после n-го их прослушивания, как от игры с пустой языковой формой. "Честность - неотъемлемая часть творчества", - считает Земфира. Особенно, если ты в нее играешь.

Ольга Власенко