Сделано в Nokia

Имея многоплановые бизнес-программы, известная финская корпорация четко представляет направление, в котором следует двигаться. В этом ей помогает тщательный анализ трендов рынка мобильной связи

Сделано в Nokia

В любой современной книге по маркетингу можно найти пример с Nokia. Он уже стал своеобразной классикой, и не брать опыт самой успешной корпорации во внимание, рассматривая различные стратегии развития компаний, не получается. Так вот, контекст приблизительно такой: "Если в начале 90-х годов прошлого века каждый владелец мобильного телефона держал в руках трубку с надписью Motorola, то теперь чаще всего это Nokia".
Бенджамин Лемп

Свой первый сотовый телефон корпорация Nokia выпустила в 1987 году. Но понадобилось целых десять лет, чтобы понять: перспективы развития рынка мобильной связи неограниченны. В 1997 году Nokia возглавил Йорма Оллила, до этого работавший в подразделении мобильных телефонов, и именно по его настоянию совет директоров компании принял решение сфокусироваться на рынке телекоммуникаций. Тогда же было создано ЗАО Nokia в Москве, чуть позже на постсоветском пространстве открыты представительства в Петербурге, Казахстане и на Украине.

Сегодня Nokia осуществляет продажи более чем в 130 странах мира. Только в 2004 году было продано около 18,5 млн мобильных телефонов с логотипом этой финской компании, а вообще телефоном Nokia пользуется 500-600 млн человек в мире. Оборудование, произведенное Nokia, эксплуатируют более 250 млн пользователей. Доход компании от продаж в прошлом году составил 29,267 млрд евро, прибыль - 3,2 млрд евро.

Nokia является абсолютным лидером на рынке мобильных телефонов: ее доля составляет треть. В последние два-три года она совершает переворот в представлении о мобильном телефоне. С его помощью теперь можно не только связываться с людьми, играть в игры, использовать как записную книжку. Телефон стал смартфоном, или коммуникатором, несущим в себе функции ноутбука.

Кроме того, что самая знаменитая финская корпорация разрабатывает и продвигает сотовые телефоны и аксессуары для всех основных стандартов (GSM, CDMA, WCDMA, TDMA, 3G), она сама производит телекоммуникационное оборудование для стандартов GSM и WCDMA, в том числе коммуникационное оборудование, системы передачи данных, системы управления сетями связи. Поставки инфраструктурных решений для операторов составляют 20% бизнеса Nokia.

Так что же обуславливает успех корпорации Nokia на столь конкурентном телекоммуникационном рынке?

Чтобы не потеряться во времени и не сбиться с правильного пути к своим пользователям, в Nokia тратят немало усилий на то, чтобы понять тренды рынка и вписаться в них. В прошлом году на 12% упали продажи мобильных телефонов, но в то же время произошел бурный рост по трем другим направлениям, на которых специализируется корпорация. Networks вырос на 13%, Multimedia - 46%, а Enterprise Solutions установил своеобразный рекорд среди всех подразделений - 57% роста.

В продукты корпоративного рынка (это и есть Enterprise Solutions) компания вкладывает немалые средства, хотя это подразделение пока убыточно. Видимо, перспектива дороже выгоды. Передел этого рынка только намечается, и корпорация Nokia не скрывает, что намеревается захватить выгодные доли, предлагая разнообразный диапазон мобильной трубки и новые решения возможности мобильного соединения, что принесет пользу компаниям и деловым людям.

Сейчас совершенно очевидно, что не только аналоговые устройства, но и цифровые, не имеющие хорошего набора функций уходят в прошлое. В 2005 году со встроенными фотокамерами в мире будут производиться три из четырех телефонов. Большинство телефонов будут иметь цифровую камеру с разрешением по крайней мере 1 мегапиксель. В 2005 году произведут 10 млн мобильных устройств с интегрированным музыкальным плеером. В 2006 году появится полноценное радио и телевидение по мобильному телефону.

Кстати, визуальное радио - совершенно новый продукт. Человек теперь сможет не только слушать аудиоинформацию, но и получать визуальное сопровождение на экране своего телефона. Visual Radio сделает радиостанции более конкурентоспособными по сравнению с другими источниками массовой информации. В Финляндии уже запущен пилотный проект на Kiss FM, а в 2006 году, по прогнозам компании Nokia, около 100 млн людей будут принимать новую услугу. Менеджер по коммуникациям Анна Линден сообщила, что в настоящее время и с операторами, и с другими производителями мобильных телефонов ведутся переговоры: "Мы уверены, что Visual Radio станет индустриальным стандартом".

На следующий календарный год придется презентация еще одного принципиально нового продукта мобильной связи. Нокиевцы описывают этот процесс романтично: "Телевидение, которое вы смотрите дома, постепенно приходит в ваш мобильный телефон". В принципе, новости уже можно смотреть по смартфону. Но в Nokia сейчас концентрируются на предоставлении пользователю услуг по просмотру полноценного телевидения: новостей, спорта, музыкальных передач, кинофильмов. Марика Коиджо утверждает, что высококачественное мобильное телевидение совершит переворот не только на рынке мобильной связи, но и на рынке телевидения: "Оно создает новый прайм-тайм для новых телеканалов, поскольку люди смогут смотреть телепередачи в дороге". Пилотные проекты мобильного телевидения скоро будут запущены в США, Германии, Тайване и Финляндии.

Специалисты Nokia прогнозируют в ближайшем будущем замену фиксированной связи на мобильную. Проникновение мобильной связи в Швеции и Финляндии уже составляет 100%. Но различия в использовании мобильного телефона все же имеются. В Финляндии он используется как основной, а в Швеции - как второстепенный. Конечно, многое зависит от тарифов на мобильную связь, но даже если она дешевая, в сознании многих людей мобильная связь представляется дорогой. При этом отмечается интересная особенность: на самом деле люди не говорят больше, они используют больше услуг, которые предоставляет мобильный телефон. В Nokia считают, что уже в течение нескольких лет мобильный телефон для многих людей в разных странах может стать основным. Экономические предпосылки для этого существуют. Свидетельство тому - данные экономического исследования, проведенного в Финляндии. Во-первых, корпорации, использующие мобильную связь в служебных целях, могут иметь 20% экономии на услугах связи. Во-вторых, на 20-25% повышается производительность труда у людей, использующих мобильную связь.

Пока же в целом в мире соотношение мобильной и фиксированной связи 30 к 70. В Nokia полагают, что к 2007 году это соотношение будет 50 на 50. Уже есть страны, у которых такое соотношение: Южная Корея, Португалия и Финляндия. В ближайшие годы этого параметра достигнут Дания, Англия, Китай и даже Россия. Правда, если этому будут способствовать цена на мобильную связь и ее качество.

Анализом трендов рынка мобильной связи в Nokia занято специальное подразделение. Оно-то и дает пищу для размышления коллегам, принимающим стратегические решения. На ближайшие два-три года перспективы компании уже определены и понятны. Они вполне могли бы уложиться в третий слоган: "Только принципиально новые решения".

Алматы - Хельсинки

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности