Бизнес

Бизнес

В Казахстане вышла первая книга по прикладному менеджменту и маркетингу "Бизнес в стиле KAZ". Безусловно, это - событие, и надеемся, что почин. Книга - не что иное, как сборник статей, публиковавшихся в журнале "Технологии управления" ("ТУ") с 2001 по 2004 год. Тем не менее, в статьях об опыте казахстанского управления бизнесом можно почерпнуть немало интересного. Руководители известных успешных компаний делятся своим опытом по созданию и продвижению продуктов и услуг, применению маркетинговых технологий и совершенствованию бизнеса в казахстанских реалиях. В книге имеются и рассказы бизнесменов о проблемах, с которыми приходилось сталкиваться, приведены практические советы, предостерегающие от совершения подобных ошибок.

Большое внимание авторы статей уделили правильному построению модели стратегического планирования компании, подходам к выбору тактики для оптимального распоряжения ресурсами времени. Подробно описывается работа по грамотному подбору и работе по управлению персоналом, в том числе рассмотрены вопросы корпоративной культуры, делегирования полномочий и стимулирования сотрудников. Доминирующая часть издания посвящена маркетингу, использованию инструментов маркетинга казахстанскими бизнесменами. Кроме того, представлены мастер-классы с известными российскими специалистами, в частности с президентом Гильдии маркетологов России Игорем Березиным, а также управляющим партнером компании V-Ratio Олегом Чернозубом.

Вызывает недоумение, что на фоне всех статей, наиболее бледно (по содержанию, не по оформлению) выглядит материал "Некоторые аспекты продвижения делового журнала в Казахстане в период транзитной экономики". Аспекты продвижения "ТУ" уместились в трех коротких абзацах, где авторы вскользь упомянули о ценовом позиционировании и особенностях иллюстрирования статей. Такое ощущение, что причиной появления этой главы стало размещение рекламных модулей журнала.

Немаловажно, что издатели книги Мади Нусупбаев и Ерлан Сейтимов очень близки к этой теме, так как сами являются создателями двух бизнес-проектов: в открывающей статье г-н Нусупбаев, директор "Центрального дома бухгалтера", делится личным опытом создания успешного бизнеса. Г-н Сейтимов был управляющим директором и главным редактором журнала "ТУ" (недавно издание продано).

Успех книги (в первый месяц продано около 10% трехтысячного тиража) и окупаемость еще до выхода в свет (за счет рекламных полос) воодушевил издателей на новые совместные проекты.

Книга "Бизнес в стиле KAZ" не претендует и не может претендовать на какие-то отечественные открытия в маркетинге, на создание подобия, к примеру, бостонской матрицы. Но сам факт собрания практических примеров казахстанских бизнесменов и маркетологов вызывает интерес. Пока словосочетание "казахстанский маркетолог" еще воспринимается с улыбкой. Но накопление практического опыта, анализ просчетов и достижений может стать фундаментом для рождения сильной школы.

Татьяна Лян

Страна маркетинга