Право выбора

Редакционная статья

Право выбора

Государство берет на себя роль собирателя отраслей. Объединяет их в кластерную экономику. Ради достижения высокой цели: стать конкурентоспособной страной. Процесс займет не один год: промежуточным результатом будет включение в листинг Всемирного экономического форума. Запланировано сие действие в следующем году. Как ожидает правительство, международные эксперты дадут оценку состояния нашей экономики и подскажут, как жить дальше. Придется Казахстану следовать рекомендациям ВЭФ, наивысшей наградой за наши старания станет попадание республики в список 50 ведущих стран, оценивающихся по уровню конкурентоспособности.

Интересно, что потребность в советчиках, на самом деле, прошла. Власть уже определила для себя стратегию экономического успеха. Наше промышленное будущее - дом, построенный на сваях, каждый из которых - кластер, точка роста, приоритетная и перспективная отрасль. Глава государства уже поставил перед правительством задачу определить те отрасли промышленности, которые будут стимулироваться государством в долгосрочной перспективе и определять специализацию страны в системе мировой экономики в будущем. В 2005 году власть должна привлечь 30 транснациональных компаний в обрабатывающий сектор. ТНК становятся проводниками новой экономической политики, которая обозначается как государственное предпринимательство. Что такое государственное предпринимательство и с чем его едят - общество со временем поймет. Но уже сейчас по своему замыслу кластер очень напоминает советский колхоз. Предприятия отрасли должны объединиться под одной идеей, зажечься ею, по большому счету выстроиться в одну производственную цепочку. Так недалеко и до плановой экономики дойти, цену которой мы уже познали.

Каким бы ни было грубым сравнение транснациональных компаний с колхозом, но суть-то одна: и то и другое подавляет предпринимательские инициативы. Исполнительный директор Центра международного частного предпринимательства Джон Салливан пишет: "В вопросах трудовых отношений, налоговой политики, здравоохранения интересы мелких компаний весьма отличаются от интересов крупных транснациональных корпораций... У государственных компаний есть все основания для постоянного лоббирования своих интересов: они добиваются получения субсидий, дешевых кредитов и проведения протекционистской политики... В результате формируется некая форма государственного социализма, основное преимущество при которой получают представители деловой элиты со связями в правительственных и чиновничьих кругах - то есть категории, не включающей подлинных предпринимателей и работающих в их компаниях сотрудников".

И если ТНК возьмут верх над предпринимательской свободой, то мы уйдем в другую крайность. В постперестроечное время Казахстан взял курс на построение рыночной экономики. Последовала приватизация как демонстрация ослабления государственного управления экономикой. Теперь все возвращается на круги своя. Подобные метания из стороны в сторону и непоследовательность экономической стратегии не предвещают ничего хорошего: сегодня мы возвращаемся к "красным директорам", а завтра, поняв неэффективность вмешательства государства в экономическую жизнь страны, организуем новую приватизационную волну.

Так что, несмотря на обещанное нам светлое будущее, настораживает, что консолидация всего индустриального потенциала Казахстана происходит под знаменем государственных холдингов. Властные структуры вновь хватаются за штурвал, возомнив себя профессиональным лоцманом. Они знают: в случае неудачи всегда есть иностранные инвестиции и частное предпринимательство, которые выведут экономику в нужном направлении. Опыт есть.