Книги

Книги

Художественная литература

Лабиринт одиночества

Марк О. И та, что сидела слева... - Алматы: Общественный фонд "Мусагет", 2004. - 344 с.

Произведения Ольги Марк отражают современное состояние русскоязычной казахстанской литературы. В профессионализме и грамотности автора романа, повести и рассказов из сборника " И та, что сидела слева..." сомневаться не приходится. Но все же они слегка отдают привкусом провинциализма и не передают новаторский дух современной литературы. Провинциальность определяется не погруженностью сюжета в наш местный, казахстанский контекст, а тем, что, несмотря на постоянную привязку к историческим и географическим реалиям, герои, их истории, мысли и эмоции, а также вызванные ими у читателя переживания повисают в некой идеальной пустоте.

Все герои Марк, как правило, одиноки, причем это одиночество как будто дается априори, внешним образом. Их внутренний мир представлен отстраненно и схематично. Детали внешности и обстановки, мысли, поступки - хотя и описаны ярко, с эстетической тщательностью, но не дают почувствовать индивидуальность героев. Эффект отчужденности усиливает повествование с позиции стороннего наблюдателя.

Придуманные автором сюжеты нередко увлекают, вызывая желание прочесть произведение до конца (как правило, это сюжеты рассказов). Роман "Предсказание" и повесть "Фигляр", несмотря на интригующие места, не читаются с такой легкостью. Надо заметить, что рассказы удаются Марк лучше, чем более объемные жанры. После прочтения последней строчки вызывает разочарование не сама постановка сюжета, а отсутствие ощущения катарсиса и новизны вновь постигнутой загадки жизни.

Моральные истины, открываемые читателю Ольгой Марк, не новы, но они и не вызывают ощущение вечных. Так, в романе "Предсказание. Страницы романа" его герой - бизнесмен Краев, не веря в надежный исход задуманного им предприятия и пытаясь увидеть будущее, обращается к гадалке. Но, так и не дождавшись осуществления фатального предсказания (он должен совершить убийство), Краев сам оказывается на волосок от смерти. Вывод довольно банален: человек - сам хозяин своей судьбы. Роман оставляет ощущение незавершенности. Как будто автору вдруг наскучило писать, и он решил оборвать повествование. Другие сюжетные линии и характеры героев, начатые ранее, так и остались не законченными. Видимо, этим объясняется название - "Страницы романа".

Из рассказов больше всего запомнилась "Зажигалка". Она по-своему эпохально перекликается с "Девочкой со спичками" Г.Х. Андерсена, где бедная сиротка жжет последние спички, замерзая на улице. У Марк малолетка из детдома Верка не чувствует себя одинокой и беззащитной, сама умеет добыть деньги и покупает себе "вечную" зажигалку. И в ее устах совсем не по-андерсеновски, не по-христиански, а по-фиглярски весело звучит фраза: "Помогите, люди добрые!". Это самый живой персонаж, видимо, потому, что аморальный. Интересен по своей кафкианской образности и рассказ "Колдовская ночь". Но, к сожалению, автор опять не дотягивает до универсального образного символизма, оставаясь в рамках повествовательного сюжета.

Ольга Власенко

Бизнес

Страна маркетинга

Нусупбаев М., Сейтимов Е. Бизнес в стиле KAZ. - Алматы: "Пресс-АТАше", 2005. - 400 с.

В Казахстане вышла первая книга по прикладному менеджменту и маркетингу "Бизнес в стиле KAZ". Безусловно, это - событие, и надеемся, что почин. Книга - не что иное, как сборник статей, публиковавшихся в журнале "Технологии управления" ("ТУ") с 2001 по 2004 год. Тем не менее, в статьях об опыте казахстанского управления бизнесом можно почерпнуть немало интересного. Руководители известных успешных компаний делятся своим опытом по созданию и продвижению продуктов и услуг, применению маркетинговых технологий и совершенствованию бизнеса в казахстанских реалиях. В книге имеются и рассказы бизнесменов о проблемах, с которыми приходилось сталкиваться, приведены практические советы, предостерегающие от совершения подобных ошибок.

Большое внимание авторы статей уделили правильному построению модели стратегического планирования компании, подходам к выбору тактики для оптимального распоряжения ресурсами времени. Подробно описывается работа по грамотному подбору и работе по управлению персоналом, в том числе рассмотрены вопросы корпоративной культуры, делегирования полномочий и стимулирования сотрудников. Доминирующая часть издания посвящена маркетингу, использованию инструментов маркетинга казахстанскими бизнесменами. Кроме того, представлены мастер-классы с известными российскими специалистами, в частности с президентом Гильдии маркетологов России Игорем Березиным, а также управляющим партнером компании V-Ratio Олегом Чернозубом.

Вызывает недоумение, что на фоне всех статей, наиболее бледно (по содержанию, не по оформлению) выглядит материал "Некоторые аспекты продвижения делового журнала в Казахстане в период транзитной экономики". Аспекты продвижения "ТУ" уместились в трех коротких абзацах, где авторы вскользь упомянули о ценовом позиционировании и особенностях иллюстрирования статей. Такое ощущение, что причиной появления этой главы стало размещение рекламных модулей журнала.

Немаловажно, что издатели книги Мади Нусупбаев и Ерлан Сейтимов очень близки к этой теме, так как сами являются создателями двух бизнес-проектов: в открывающей статье г-н Нусупбаев, директор "Центрального дома бухгалтера", делится личным опытом создания успешного бизнеса. Г-н Сейтимов был управляющим директором и главным редактором журнала "ТУ" (недавно издание продано).

Успех книги (в первый месяц продано около 10% трехтысячного тиража) и окупаемость еще до выхода в свет (за счет рекламных полос) воодушевил издателей на новые совместные проекты.

Книга "Бизнес в стиле KAZ" не претендует и не может претендовать на какие-то отечественные открытия в маркетинге, на создание подобия, к примеру, бостонской матрицы. Но сам факт собрания практических примеров казахстанских бизнесменов и маркетологов вызывает интерес. Пока словосочетание "казахстанский маркетолог" еще воспринимается с улыбкой. Но накопление практического опыта, анализ просчетов и достижений может стать фундаментом для рождения сильной школы.

Татьяна Лян