Портфель раздора

Казахстанские брокеры-дилеры хотят частично стать банками. Банки мечтают остаться брокерами

Портфель раздора

Риски банков второго уровня и нарождающийся класс инвесторов требуют от казахстанского фондового рынка изменений правил игры - разделения бизнеса крупных банков и создания конкурирующего бизнеса. Смогут ли договориться между собой участники рынка?

За последнее время ситуация на фондовом рынке существенно изменилась. Причины тому - увеличение рисков банков второго уровня, обусловленных ростом банковских активов при неадекватном росте капитала, а также тренд рынка в сторону привлечения портфельных инвестиций. Президент страны указал на наличие у коммерческих банков непрофильных активов и на IV Конгрессе финансистов дал прямое поручение развивать инвестбанкинг, что активизировало действия всех заинтересованных лиц. Поэтому риторическим становится вопрос, кто будет основным игроком на этом рынке?

Рынок на троих

Стратегия развития отечественного банкинга напрямую затрагивает интересы небанковских брокерских компаний, банков второго уровня и их дочерних брокерских компаний в борьбе за деньги внутреннего рынка. В настоящее время эти игроки имеют неравные условия работы на финансовом рынке: брокерские компании ведут операции только на рынке ценных бумаг, в то время как банки, кроме финансового рынка, имеют право, при наличии соответствующей лицензии, осуществлять некоторые операции и на фондовом рынке, что негативно влияет на развитие фондового рынка. На сегодняшний день львиная доля финансирования экономики осуществляется банками на выгодных для них условиях. Привлекая тенговые депозиты в среднем под 9,5% годовых, банки кредитуют реальный сектор под 14%, а население - уже под 20%, в то время как фондовый рынок, организуя первичное размещение облигаций, обеспечивает кредитование на уровне 8-10%. Снизить реальные ставки заимствования, следовательно, и себестоимость товаров и услуг отечественных производителей можно за счет создания поля конкуренции между фондовым и финансовым рынками. Основным инструментом должны выступить инвестиционные банки. Конечно, фондовый рынок еще тормозит в развитии: в частности, из-за высоких тарифов Казахстанской фондовой биржи, по оценкам специалистов, в пять раз превышающих цены российских торговых площадок. Необходимо снизить и затраты эмитентов на финансовое консультирование, которое должно быть оценено как сопутствующая брокерской деятельности услуга и не облагаться налогом. По льготному налогообложению АФН уже понимает необходимость внесения изменений в налоговый кодекс, а там, глядишь, на волне увеличения собственной привлекательности и биржа подтянется.

Всем сестрам по серьгам

Агентство финансового надзора предлагает развивать отечественный банкинг на базе существующих брокерских компаний, которые совмещают свою деятельность с инвестиционным управлением портфелем. Единственное условие - повышение капитализации, так как нынешние нормативы не могут служить гарантом их рыночной устойчивости при выполнении дополнительных обязательств, в том числе в виде гарантированного андеррайтинга. И хотя специалисты рынка уверенно называют цифру в 1 млрд тенге уставного капитала для инвестиционной компании, вовсе необязательно будет установлена именно эта сумма, поскольку существующие требования Европейского союза для таких компаний гораздо ниже. При этом представители уполномоченного органа считают, что некоторыми услугами инвестиционного банкинга, не требующими лицензии, капитализированные компании могут заниматься уже сегодня. Что касается банков второго уровня, то они также в рамках ограничений деятельности на фондовом рынке могут зарабатывать на рынке ценных бумаг. При этом не обязательно вносить изменения в закон, так как эта процедура довольно сложная и долгая. "Вводить понятие "инвестиционный банкинг" в закон вовсе не обязательно, - считает Нурлан Токобаев, директор Департамента надзора за субъектами рынка ценных бумаг и накопительными пенсионными фондами АФН. - Агентство определит, что для брокера-дилера, осуществляющего инвестиционное управление, в случае повышения капитализации добавится право осуществлять дополнительные функции, которые необходимы для предоставления ими услуг по инвестиционному банкингу. Уже сегодня есть возможность предоставить такое право по существующим нормативным правовым актам самого уполномоченного органа. По срокам это будет летом".

Тепличные условия

Можно ли создать эффективную конкуренцию, ограничивая при этом сами условия свободного предпринимательства? Протекционистские меры нужны заведомым аутсайдерам. Несмотря на всю финансовую мощь отечественных банков (более высокую капитализацию, широкую клиентскую базу, наличие дочерних компаний), брокерские компании демонстрируют уверенный рост собственных активов (см. таблицу). Восемь брокерских компаний заявили о готовности капитализироваться до уровня 1 млрд тенге. И все же небанковские брокеры-дилеры связывают идею развития инвестбанкинга с максимальным расширением спектра их услуг в целях сокращения издержек для повышения рыночной конкурентоспособности. Помимо классических брокерско-дилерских услуг, компании хотели бы оттянуть на себя классические банковские операции (что, конечно же, не может понравиться коммерческим банкам): обмен и торговлю иностранной валютой, учет и ведение расчетных денежных счетов векселей, сейфовые операции и операции с недвижимостью, расчетно-кассовое обслуживание счетов клиентов. Представители брокерских компаний считают, что затраты на содержание аппарата инвестиционной компании (в среднем 50-80 сотрудников) гораздо ниже затрат на тысячные коллективы крупных банков.

Кроме того, небанковские компании желают видеть ограничения на право дочерней компании банка заниматься андеррайтингом клиента-заемщика. По их убеждению, банки используют свое присутствие на фондовом рынке для улучшения качества своих кредитных портфелей. В данном случае банк обязывает клиента, имеющего проблемы с возвратом кредита, выпустить эмиссию облигаций. Андеррайтинг берет на себя дочерняя брокерская компания банка, которая размещает заем среди инвесторов. Таким образом, банк получает обратно свои деньги, а инвесторы и эмитент решают свои задачи. Ситуацию осложняет тот факт, что финансовое консультирование при организации выпуска и размещении ценных бумаг в законодательстве никак не прописано и отражено лишь во внутренних документах фондовой биржи. Поэтому любой консультант - банк или брокерская компания - не несет формальной ответственности за конечный результат, подвергаясь лишь репутационному риску. "Не претендуя на то, что нас поддержит большинство компаний, считаем, что было бы позитивным для небанковских брокерских организаций, если бы брокерскую деятельность банков на рынке ценных бумаг полностью ограничили и расширили дилерскую", - говорит советник председателя правления брокерской компании "АИМ" Гульмира Капенова.

Сами банкиры пока хранят спокойствие, не видя большой проблемы от передачи функций ИнВестБанка исключительно брокерам-дилерам, так как в данном случае они будут пользоваться услугами дочерних брокерских компаний. Это классическая схема, которую используют международные компании. Крупные отечественные банки также имеют дочерние брокерские компании. Сегодня зайти на рынок банковских услуг очень сложно - слишком высокие барьеры, поэтому выгодно вкладывать средства в капитализацию дочерних компаний. "Поднимать капитализацию брокерских компаний все равно необходимо", - считают банкиры. И если ее установить на уровне минимального уставного капитала банка (для вновь создаваемых банков - 1,5 млрд тенге, для существующих - 1 млрд тенге), то почему нельзя назвать брокерскую компанию инвестиционным банком и не дать ей отдельные банковские операции, такие как факторинговые и форфейтинговые, операции с векселями, расчетно-кассовые и некоторые другие. Если же инвестиционные подразделения будут создаваться внутри банков, то последних необходимо уравнять в функциях с брокерами-дилерами. Главное, по мнению банкиров, соблюдать равные условия ведения бизнеса.

Теперь вся интрига будет развиваться вокруг пруденциальных нормативов АФН. От того, кто из участников рынка сможет наиболее грамотно убедить уполномоченный орган, и будет зависеть качественный переход от универсальных банков к инвестиционным.

Скорее всего, Агентство не будет принимать радикальных решений по переводу части банковских операций из коммерческих банков в инвестиционные. Ведь речь идет о придаче импульса фондовому рынку, а не обескровливании банковского сектора. Перекос в акцентах приведет к появлению на рынке новых финансовых монстров.

[inc pk='519' service='table']