Одноразовые автомобили

В то время как большинство мировых производителей переводят свои производства в Азию, китайская машиностроительная компания SAIC - Chery Automobile Co. - намерена строить собственное сборочное производство на территории Европы

Одноразовые автомобили

Корпорация SAIC - вторая среди автопроизводителей в Китае после First Automotive Works (FAW). В 2003 году ее заводы произвели более 600 тысяч автомашин, среди них пассажирские автомобили, трактора, мотоциклы, грузовики и автобусы. Внутренний рынок Поднебесной уже перенасыщен как собственно китайскими автомобилями (три гиганта: First First Automotive Works, SAIC и Dong Feng выпускают 48% всех машин), так и произведенными совместно с лидерами мирового машиностроения: Toyota, Volkswagen, General Motors, Citroen, Mitsubishi и Nissan. Китай в настоящее время занимает третье место в мире по количеству зарегистрированных транспортных средств. Но нужно учитывать, что Китай самая густонаселенная страна в мире. Согласно отчету французского инвестиционного банка BNP Paribas, в КНР на 1000 человек приходится лишь 14 машин, а в развитых прибрежных районах - 165, что на 18 автомобилей меньше, чем, к примеру, в Аргентине.

В целом на авторынке КНР наметилось сокращение продаж. Многие производители теряют просто колоссальные средства. К примеру, Volkswagen, по расчетам консалтинговой фирмы Goldman Sachs, рискует потерять 400 миллионов евро, причем это самые оптимистичные прогнозы, в том случае, если концерн сможет обеспечить себе долю в 23%, а, скажем, при 15% убытки могут составить 1,4 миллиарда евро. В 2000-2003 годах VW контролировал 50% автомобильных продаж в Поднебесной, в 2004 году эта цифра опустилась до 29%, а за январь-февраль этого года составила 11%. Помимо падения числа продаж, причиной снижения выручки является пересмотр цен в связи с растущей конкуренцией. Уже сейчас цены снижены на 5 %, а в ближайшее время планируется понижение до 10%.

Европейский рынок сегодня выглядит еще менее оптимистично. Он характеризуется перепроизводством и ценовыми войнами, а приход Chery еще более ужесточит конкуренцию. Место дислокации нового завода еще не определено (ведется поиск партнеров в разных странах), зато определены сроки - 2007 год, то есть на три года раньше, чем планировалось. По мнению некоторых аналитиков, в ближайшие двадцать лет из Китая хлынет большой объем продукции по низким ценам, что приведет к тому, что транспортные средства станут "одноразовыми". То есть при любой поломке они будут не ремонтироваться, а вывозиться на свалку. Евросоюз то ли бессознательно, то ли сознательно ускоряет этот процесс. Так, с октября текущего года там переходят на жесткую норму токсичности Euro 4, причем лишь для автомобилей, произведенных в Европе. Для машин, произведенных вне ее пределов и сертифицированных до 1 октября 2005 года, еще три года будет действовать норма Euro 3.

Европейские дилеры, стремящиеся продавать недорогие автомобили, в срочном порядке стали подписывать контракты на поставку с китайскими производителями. C Chery Automobile ведут переговоры голландский автомобильный дилер Autobinck и испанский Berger. Их даже не смущает тот факт, что эти машины не удовлетворяют и норме Euro 3. Дилеры готовы финансировать модернизацию моторов. Неизвестно как сам Chery будет справляться с этой задачей, став "made in Europe". Правда, имея совместные предприятия с мировыми автомобильными гигантами, у китайского концерна есть доступ к технологиям и производственному опыту западных стран, которыми он может воспользоваться. С другой стороны, что до сих пор мешало ему это сделать? Ведь массовое производство зарубежных автомобилей было налажено в КНР еще в конце 80-х. Кроме того, есть информация, что над решением проблемы соответствия автомобилей Chery норме Euro 4 трудится австрийская компания AVL, которая является специалистом в области экологии на транспорте.

Помимо Европы китайский концерн планирует ввод своих производственных мощностей на территории Ирана. SAIC совместно с иранской автокомпанией SKT намерены построить завод на северо-востоке страны, который будет выпускать до 30 тысяч автомобилей в год. По заявлению представителей SAIC, компания предоставит в распоряжение иранских партнеров соответствующие технологии и комплектующие.

Китай сейчас сложно назвать крупной автомобилестроительной державой. Однако огромный объем промышленного производства и то, с какой скоростью он "идет в мир", не дает сбрасывать его со счетов. Скорее всего, китайские автопроизводители сегодня пойдут тем же путем, что и японские в 70-х и корейские в 90-х, когда их машины были второсортными, но весьма привлекательными с точки зрения цены. И это позволит китайским автомобилям быть вполне конкурентоспособными.