Киномир

Киномир

Куда уходит детство?

Жизнь - это совсем не волшебная сказка, а печальная история, заканчивающаяся всегда одинаково. Мы перестаем быть детьми именно тогда, когда понимаем это. "Питер Пэн" - сказка о мальчике, который не хотел взрослеть. "Волшебная страна" - фильм про взрослого мужчину, не желающего принимать очевидной истины. "Питер Пэн" Джеймса Барри дает рецепт, как навсегда остаться ребенком. "Волшебная страна" Марка Форстера пытается разгадать, как пишутся сказки для детей, как была написана единственная и неповторимая, благодаря которой мир узнал Джеймса Барри.

"Волшебная страна" - фильм, который снят и для взрослых, и для детей. В итоге его нелегко смотреть ни тем, ни другим. Детям - потому что он слишком серьезный и грустный. Взрослым - потому что фигура Джеймса Барри чересчур по-викториански рафинирована, асексуальна и неопределенна, как и его взаимоотношения с персонажами фильма. У Форстера вообще все вращается только вокруг Танатоса, минуя Эрос. Отношения с миссис Дэвис (Кейт Уинслет), формально предполагающие любовную линию - это отношения сестры и брата по несчастью, заброшенных в этот мир и понимающих друг друга без лишних слов. Идея фильма не нова: сказочная страна детства, сотканная из наших желаний, противопоставлена жизни, где есть старение, болезни, бедность и другие "взрослые" испытания, где, наконец, есть смерть. Переходы от реальности к вымыслу сделаны Форстером технически однотипно, в лоб. Ливень, льющийся на головы недовольной публики в зрительном зале, корабль на штормовых волнах, куда вдруг переносится игра в пиратов, сказочная страна с благоухающими цветами и порхающими мотыльками за дверью в комнату Барри, призваны познакомить зрителя с богатым миром воображения писателя.

Джеймс Барри (в исполнении Джонни Деппа) выглядит то как сверхчеловек, уже выигравший схватку с жизнью, то как несчастный сумасшедший. При этом он остается никак не выказывающим свои чувства викторианцем. Барри, создавая великую сказку, претендует, в понимании режиссера, на некое мессианство: облегчить жизнь бедной семье, вдове и ее четырем сыновьям, потерявшим отца, а вместе с этим тысячам других детей и взрослых. Куда уходит человек после смерти? Туда, откуда пришел. В мир детских грез, в волшебную страну. Мир воображения - убежище в этой жизни для страждущих. Отвечает ли фильм на вопрос: что двигало создателем "Питера Пэна"? Страх перед жизнью? Нет, ее герой не испытывает. Перед смертью? В нее он не верит. Любовь? К кому? К миссис Дэвис? Детям? Волшебной стране? Туманно и неопределенно. Барри Форстера не выглядит влюбленным. А вопрос: что лучше - истина или сострадание - в фильме даже не стоит. Что режиссеру мастерски удается, так это, используя патетические приемы, заставив зрителя плакать, оставив после просмотра быстро рассеивающийся след грусти.

Сбежавший идиот

"Побег" - очередной боевик Егора Кончаловского (создателя "Антикиллера", "Антикиллера-2"), очередной коммерческий фильм, снятый с целью заработать деньги. Как-то надо и нам пытаться конкурировать: как больше заработать и кто больше заработает. Получилось, и мы можем снимать боевики (хотя и с бюджетом 2 млн долларов). Результат в любом случае один и тот же. Напряжение, возникающее в процессе отслеживания судьбы героя (убьют - не убьют, убьет - не убьет), с лихвой компенсируется пустотой, остающейся после просмотра, не загружающего ни воображение, ни память. Сначала немного скучновато, затянуто, с претензией на драматичность рисуется психологический портрет главного героя, затем - динамическая завязка: убийство, без вины осужденный - побег и развязка - праведная месть. Он убегает - они догоняют, они убегают - он догоняет - так кратко, но, по существу, можно передать сюжет фильма. Идея у фильма тоже есть - добро побеждает зло. С морально-этической стороной все в порядке. Можно сказать, что ее здесь нет, поскольку она так банальна, что не бросается в глаза. Не очень симпатичный герой с тяжелым характером проходит через испытания и очищение, наконец, уяснив для себя, что такое хорошо и что такое плохо. Скучно.

Евгений Миронов - в роли главного героя, беглеца Евгения Ветрова (в фильме также играют родственники режиссера: мать - Наталья Аринбасарова и жена - Любовь Толкалина). Евгений Ветров - чудо-хирург, директор частной клиники. У него шикарная квартира, красавица-жена, завидные профессиональные перспективы. Но все в один момент идет прахом: жену жестоко убивают, а Евгения обвиняют в убийстве. Воленс-ноленс напрашиваются параллели с фильмом "Беглец" (в главной роли Харрисон Форд). Помимо сюжетной подстежки, обычной для боевика, в фильме присутствует и мистико-мелодраматическая линия: психологические метаморфозы героя и его общение с призраком жены. При всей отличительности роли (деловой жесткости и даже агрессивности) Миронов нет-нет, да и "даст петуха", выкажет типаж "Идиота" Достоевского то голосом, то мимикой, то жестом (что создает довольно противоречивый психологический портрет).

Действие фильма из роскошных апартаментов переносится в суровую тайгу. Сцены преследования и погони были сняты на Валдае. В съемках принимали участие сотрудники местной исправительной колонии. Некоторые трюки Евгений Миронов выполнил сам. Примечательная для фильма деталь: один из героев выпивает залпом из бутылки 0,75 литра знаменитой украинской водки. Как признался Кончаловский: "Помогли спонсоры, было бы их побольше".

Время плохой и хорошей "братвы" в нашем кинематографе прошло, подходит к концу и время хороших милиционеров. Как показал "Побег" - на подходе "эпоха" голливудских клонов.