Борьба за абонента

Сотовые операторы отыгрывают у наземных телекоммуникационных компаний долю в совокупных доходах отрасли

Борьба за абонента

В мобильной связи Казахстана количество абонентов превысило 3 млн человек, у фиксированной связи - 2,5 млн абонентов. Нормальная тенденция, которая прослеживается во всем мире: сотовые операторы теснят наземных.

Мы к этому готовились. Частенько делались официальные прогнозы, что беспроводная телефония будет опережать традиционную по темпам роста. Так что нет ничего удивительного в том, что переломный момент наступил. Интересно другое - сотовым операторам былые прогнозы - не закон. В 2003 году Минтранском рассчитывал, что количество абонентов бурно развивающейся мобильной связи в 2005 году вырастет до 1,63 млн номеров. В реальности оказалось в два раза больше... И доход, соответственно, перемещается в сторону сотовиков (график 1).

Но даст ли наземная телефония так легко себя затмить? Вряд ли. У фиксированной связи сохраняется сильный потенциал. "Казахтелеком", доминирующий в данном сегменте, умудряется стабильно наращивать прибыль (график 2). Бюджет компании существенно пополняют звонки с обычного телефона на сотовый: с 84,3 минуты на один телефонный аппарат в 2001 году трафик вырос до 142,5 минуты в 2004 году. То есть с одного телефона, если считать по 40 тенге за 1 минуту, компания получает доход в 5,6 тыс. тенге. Так что рост абонентов мобильной связи выгоден и проводным операторам. Правда, возможен обратный эффект: звонки с сотового на сотовый обходятся дешевле, и если обладателей трубок становится все больше, то, по логике, граждане станут меньше пользоваться обычным телефоном, а чаще беспроводной связью.

Ощущая мощное давление со стороны сотовых операторов, "Казахтелеком" намерен развивать те направления, где у него есть мощные ресурсы. В текущем году компания планирует потратить более 30 млрд тенге на реализацию инвестиционных проектов и более продуктивно использовать построенную национальную информационную супермагистраль. В том числе для увеличения передачи данных и транснационального транзита Интернет-трафика.

Однако, оглядываясь на то, как быстро растет клиентская база у сотовиков, "Казахтелеком", скорее всего, сожалеет, что компании до сих пор так и не удалось заполучить частоту и самостоятельно продвигать мобильную связь. Лицензия стала бы хорошим подспорьем, иначе может получиться, что, начиная с текущего года, темп роста доходов в компании начнет падать. По итогам первого квартала текущего года она получила чистую прибыль в сумме более 7 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было получено 6,151 млрд тенге, разница несущественная. А ведь впереди еще "мертвый сезон" и деловое затишье.

Несмотря на тенденции не в свою пользу, проводные операторы, тем не менее, не желают видеть себя аутсайдером. Не так давно телекоммуникационная компания ASTEL стала очередным оператором по предоставлению в Казахстане услуг междугородной и международной связи. Компания, имея на сегодняшний день узлы магистральной сети в 21 городе Казахстана, планирует дальнейшее наращивание количества узлов сети компании как в городах, так и в сельской местности республики.

Удивительно, но сельская связь, которая всегда считалась обузой "Казахтелекома" ввиду ее убыточности, вдруг завладела вниманием операторов. Причем не только отечественных. Почти одновременно с ASTEL о своем желании создавать сеть сельской связи заявила китайская ZTE. Все это говорит о том, что проводные операторы готовы выходить на новые ниши и находить там абонентов для своих сетей. Тоже выход, хотя, конечно, платежеспособность сельчанина не идет ни в какое сравнение с финансовыми возможностями клиентов сотовых компаний.

[inc pk='516' service='table']