Инвестиции в надои

Спрос на молочные продукты растет, позволяя игрокам рынка увеличивать продажи. Одновременно производители создают подсобные хозяйства, чтобы обеспечить собственные потребности в сыром молоке

Инвестиции в надои

По оценкам экспертов, ежегодный рост потребительского спроса на молоко и молочные продукты, прошедшие термическую обработку, в нашей стране составляет более 10%. Причем, согласно статистике Молочного союза Казахстана, импорт не превышает 15% от общего объема рынка. Данные Молочного союза демонстрируют также увеличение доли переработанного молока в 2,8 раза за последние четыре года. Рентабельность производства составляет от 3 до 50%, в зависимости от вида выпускаемого продукта. По данным Агентства по статистике, производство молочных продуктов в пересчете на молоко в 2000 году составило 251 килограмм на человека, в 2003 году этот показатель достиг 282 килограммов, а в 2004-м - почти 300.

Несмотря на то, что норму потребления (260 килограммов в год) на душу населения казахстанцы перешагнули еще в 2001 году, игроки молочного рынка ожидают дальнейший рост этого показателя. Оптимистичные прогнозы основываются на увеличении ассортимента продуктов, которые не укладываются в статистический норматив - йогуртные и молочно-энергетические напитки, сырки, творожки, молочные десерты - до 100 наименований. Молочники рассматривают некоторые категории продуктов как альтернативу негазированным безалкогольным напиткам.

Молока-то маловато

Молокопереработчики, с которыми мы беседовали, говорят, что продажи растут, и в "ближайшей перспективе" ожидается "значительное увеличение имеющихся мощностей в связи с оптимистичными планами по дальнейшему росту продаж". Здесь необходимо добавить, что у большинства переработчиков современные линии сроком до 7 лет составляют порядка 50% от имеющихся мощностей, то есть оборудование достаточно новое. Поэтому сырьевая проблема, пожалуй, единственное темное пятно на открывающейся картине перспектив. Дело в том, что в зимнее время переработчики сталкиваются с острым дефицитом молочного сырья. Поэтому летом, когда молока больше, молочники производят масло и творог, подвергают их глубокой заморозке, а зимой эти заготовки перерабатывают. Но это полумера, которая не спасает от нехватки сырья.

Наиболее легкий способ решения сырьевого вопроса - использование сухого молока. Некоторые наши собеседники утверждают, что сухое молоко в их производстве вообще не используется, другие отказались предоставить данные по соотношению порошка и цельного молока на их предприятиях. Как рассказал директор по производству ТОО "Смак" Еркебулан Таласов: "Из-за проблем с сырьем, особенно в зимний период, в производстве приходится использовать порядка 50% сухого молока. Это очень большая проблема, цельное молоко все равно ничем не заменишь".

По информации Молочного союза, в большинстве регионов страны доля сухого молока в общем объеме перерабатываемого сырья достигает 30-50%. В то время как в странах Восточной Европы данный показатель не превышает 35%, в ряде западных стран - всего 5%. Данные Агентства по статистике подтверждают, что сухое молоко становится все более популярным продуктом на промышленных предприятиях Казахстана.

- Потребление сухого молока в Казахстане составляет порядка 11 тыс. тонн в год. Из них около 7,5 тыс. тонн - импорт, - приводит цифры заместитель директора Рудненского молзавода Дмитрий Овсянников. - Наш завод производит в год 1150 тонн сухого молока. Лишь небольшой процент пакетируется для бытового использования и реализуется в рознице. Основной объем потребляет наша промышленность, в том числе большая часть молзаводов, расположенных в Алматинской области. Ведь самые крупные переработчики молока находятся именно там, а фермерские хозяйства Алматы и области не в силах удовлетворить спрос.

В силу того что использование сухого молока влияет на качество и вкусовые свойства конечного продукта, предприятия стремятся увеличить долю цельного сырья либо работать исключительно на нем.

- Костанайская область, где расположен наш завод KosMis, - самая молочная в Казахстане. Она лидирует по годовому удою молока - 550 литров на душу населения против 200 в Алматы. Дальше 150 километров от завода мы молоко не собираем. В пределах этой зоны мы заключили долгосрочные контракты с фермами. На пунктах приема молока установлены охладительные танкеры. Многие наши конкуренты и сегодня используют обычные молоковозы, - поясняет управляющий директор АО RG Brands Максат Киямбеков.

Кроме того, RG Brands получил от бывшего владельца завода - компании Nestle - европейские стандарты сбора молока у населения, "milk collection". Представители компании на сельских молокоприемных пунктах проводят первичную проверку, собирают образцы сырья для лабораторного анализа.

- Конкуренция по закупу сырья в области жесткая. Мы выигрываем, предлагая привлекательную схему оплаты, а также прозрачную бонусную систему, учитывающую качество и объемы поставок, - добавляет г-н Киямбеков.

Из-за дефицита цельного молока предприятия Акмолинской, Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей часть сырья закупают за пределами региона. Переработчики молока Алматинской и Жамбылской областей вынуждены возить сырье из соседней Киргизии.

- Потребности Алматинской области несопоставимы с объемами удоев молока. И потому нам приходится охватывать фермеров в радиусе 300 километров, куда входит и Киргизия, - комментирует ситуацию глава компании FoodMaster (лидер в категории жидких молочных продуктов) Сакен Сейфуллин. Естественно, что транспортировка сырья влияет на конечную стоимость продукта. Между тем стоимость сырого молока в цене конечного продукта составляет 50-80%.

Многообещающая тенденция

Нарастающее обострение конкуренции на молочном рынке страны заставляет молочников увеличивать ассортиментную линейку. На сегодняшний день порядка 25% от промпереработанного сырья используется для производства питьевого молока, 15 % - для выпуска кисломолочной продукции, 60% - для производства других молочных продуктов. Многие производители в ассортимент выпускаемой продукции включили сгущенное, концентрированное, стерилизованное молоко (длительный срок хранения при низкой температуре), молочные напитки с различными наполнителями, йогурт, творожные десерты и т.д., которые в Казахстане ранее не производились.

Наиболее употребляемыми молочными продуктами остаются молоко, кефир, сливочное масло, сметана. Популярными, особенно в городах, становятся йогурты, сырки и другая десертная продукция. Положительную динамику демонстрируют национальные напитки - кумыс и шубат.

Также среди потребительских тенденций необходимо отметить растущий спрос на стерилизованное (UHT - ultra-high temperature) молоко. Эксперты оценивают долю UHT в 3% от всего рынка жидких молочных продуктов, или в 20% от всего упакованного молока. Игроки рынка прогнозируют ежегодный рост порядка 30% в течение минимум трех лет. В этом сегменте доминирует продукция компании Raimbek - 60% рынка.

- Рынок UHT-молока развивается динамично, поэтому мы увеличиваем наше производство. Если в 2002 году, когда завод только открылся, линии работали на 20% от полной мощности, то сегодня задействованы 90% мощностей завода - это порядка 70 тонн молочного сырья в сутки. В перспективе мы надеемся увеличить эту цифру до 100 тонн, - говорит бренд-менеджер Raimbek AGRO Фархат Маметниязов.

Компания RG Brands, вошедшая на молочный рынок менее года назад, специализируется исключительно на UHT.

- Выпуская продукт в двух ценовых сегментах, мы забираем часть потребителей пастеризованного молока. Прирост наших продаж с конца прошлого года выражается двузначными цифрами, - говорит директор по маркетингу АО RG Brands Анар Джамбуршина. - Ожидается взрывной рост UHT-рынка, и главной предпосылкой для этого являются большие расстояния между городами.

Данная тенденция уже сегодня позволяет производителям UHT-молока расширять географию продаж и, соответственно, объемы. Прежде молочный рынок считался локализованным и отсегментированным, а в каждом регионе был свой лидер-переработчик. Похоже, теперь эта ситуация постепенно изменится. Крупные производители UHT начали завоевывать урбанизированный слой населения со средними и высокими доходами. Raimbek поставляет свою продукцию в крупные города страны, а также на рынки Киргизии и Таджикистана. RG Brands присутствует в 19 городах Казахстана.

Между тем руководители некоторых молокозаводов не стремятся производить UHT. По словам г-на Таласова, "в этом молоке не сохраняются полезные качества, которые есть в пастеризованном молоке".

Свое молоко - гарантия

Наличие своего качественного сырья, несомненно, может стать гарантом успешного развития производителей молока. Дислоцирующийся в Киргизии завод "Бишкексут", принадлежащий российской компании "Вимм-Билль-Данн", который использует в своем производстве только цельное молоко, усиливает позиции, в том числе на нашем молочном рынке. Растущие потребности производителя в сырье уже продиктовали необходимость долгосрочных договоров с наиболее крупными фермами. И потому на киргизское сырье казахстанским производителям рассчитывать особо не стоит, хотя бишкекчане не скрывают, что покупатели из Казахстана зачастую могут предложить фермеру лучшую цену за литр молока. Однако "Бишкексут" побеждает в этой борьбе за счет долгосрочных контрактов, тогда как казахстанские производители подобную стабильность закупок все же гарантировать не могут.

Крупные переработчики, понимая важность проблемы, проявляют заботу о фермерах-соотечественниках. К примеру, компания FoodMaster, в рамках ежегодной программы инвестирования фермерских хозяйств, только в этом году намерена вложить порядка полумиллиона евро в охладительное оборудование и танкеры для хранения молока. При этом используемое фермерами оборудование остается на балансе предприятия. Компания имеет 100 молокоприемных пунктов - это самая крупная сеть в стране.

- Мы создали свою ферму Food Master Agro, как пример грамотного ведения фермерского хозяйства. Нам есть чем гордиться. Сегодня средний удой на нашей ферме превышает 5 тыс. литров в год от каждой коровы. В среднем по Казахстану этот показатель на уровне 2 тыс. литров. Мы не намерены за счет собственных ресурсов тиражировать этот опыт, но надеемся, что его переймут. Каждый должен заниматься своим делом, а здесь нужно уметь решать такие вопросы, как генетический потенциал, племенная работа, выращивание, адаптация, кормление, постепенное раздаивание и многое другое. Чтобы поставить одну ферму, необходимо минимум 5-7 лет и сотни тысяч долларов инвестиций, - говорит г-н Сейфуллин.

- По мере своих возможностей мы стараемся оказывать помощь хозяйствам. Недавно для фермы, с которой у нас заключен долгосрочный контракт, мы приобрели охладительную установку, - говорит Еркебулан Таласов.

По словам Фархата Маметниязова, компания также оказывает помощь крестьянским хозяйствам на постоянной основе.

- Когда возникает острая необходимость, мы делаем своего рода предоплату нашим фермерам. В период посевной и уборочной кампаний средства выделяются на приобретение горюче-смазочных материалов. Помимо этого, некоторым хозяйствам мы выделяем средства на приобретение комбайнов и оборудования, за которые они потом рассчитываются молоком. Также мы уделяем внимание обучению фермеров. Тем самым приобретая партнерские отношения, - добавляет Маметниязов.

- В нашей собственности имеется земля, на которой мы выращиваем корма для животных, а также три фермы. Этот своего рода мини-кластер дает возможность контролировать качество молока по всей цепочке, - рассказывает генеральный директор "Адал" Серик Смаилов. - Наши фермы обеспечивают собственное производство сырьем на 70%. Приобретаем молоко у фермеров, но зачастую оно не удовлетворяет нас по качеству. Кроме того, приходится использовать в незначительном объеме сухое молоко. Связано это с тем, что в силу региональных особенностей плотность молока в среднем составляет 1,029 г/см3, тогда как для высококачественного продукта плотность требуется не менее 1,033 г/см3. Для того чтобы повысить содержание белка в молоке, добавляем сухое.

В ожидании помощи

В целом ситуация с производством сырого молока меняется к лучшему, однако темпы слишком незначительные. Генетический потенциал молочного стада демонстрирует еле заметную положительную динамику. В 2004 году поголовье скота составило 4,8 млн голов (рост 6,4% по отношению к 2003 году), из них племенного скота около 0,1 млн голов (рост 5,4%). По всей республике, за исключением Западно-Казахстанской, Карагандинской и Кызылординской областей, медленно растет показатель среднего удоя молока на одну корову.

И все же сами молочники не в силах поднять отрасль и ждут помощи от государства. Молочный союз Казахстана не первый год предлагает модель сотрудничества частного и государственного сектора. Отметим, что на сегодняшний день на долю фермерских хозяйств приходится 4,1% от валового производства молока, 91,4% составляют удои домашних хозяйств. На долю фермеров и домашних хозяйств приходится 6 и 88,9% поголовья, соответственно. Причем даже фермы зачастую не располагают необходимой материально-технической базой для интенсивного производства молока. Активно используется ручной труд, не соблюдаются стандарты первичной обработки молочного сырья.

Молочным союзом, в частности, предлагается вложение инвестиций в обучение животноводов (обновление, селекция) и фермеров (режим кормления, гигиенические стандарты). Это позволит увеличить годовую норму удоя с коровы на 25% за три года. Кроме того, необходима модернизация молочных ферм, переоснащение ветеринарной службы и лабораторий. Молочники говорят о необходимости субсидирования сельхозпроизводителей и приводят пример соседней России, где дотации составляют от 10 до 50%, в зависимости от региона. От государства требуется помощь и в части решения сопутствующих проблем, таких как инфраструктура (дороги, электроснабжение, телефонные сети, водоснабжение) и образование (сельскохозяйственные школы и университеты).

Положительные подвижки уже имеют место быть. К примеру, акимат Северо-Казахстанской области утвердил программу льготного кредитования проектов по сбору молока. Закуп молока производится более чем в 600 молокоприемных пунктах, из них 176 оборудовано охладительными установками.

Пилотный проект молочного кластера планируется реализовать в рамках правительственной программы в Костанайской области (на этот же проект претендовали Акмолинская и Алматинская области). Здесь уже имеются 9 племенных хозяйств и 12 крупных предприятий по переработке молочной продукции. Сбыту продукции при успешном развитии оптово-розничной сети способствует географическое расположение - регион граничит с четырьмя областями Казахстана и тремя областями России. В областном Департаменте экономики и бюджетного планирования рассчитывают, что кластер позволит значительно увеличить сократившееся ранее поголовье скота.