Ворье в комиксах

Ворье в комиксах

Криминальная комедия Пепе Данкарта "Повар-вор" (премия "Оскар"-1994, за короткометражку, высшая немецкая кинопремия в номинации "Лучший режиссер") представляет собой ремикс самых разных криминальных комедий ("Криминальное чтиво", "Карты, деньги, два ствола", "Анализируй это", "Куш" и пр.) о туповатом, иногда находчивом, а поэтому совсем нестрашном мире мафии. Как справиться с трудноразрешимой проблемой? Дружно над ней посмеяться, и тогда она покажется не такой уж серьезной. Примитивность, грубость и жестокость - оборачиваются шуткой. Убийства, кровь и пытки (все это не по-настоящему) не вызывают ни страха, ни сожаления, ни сочувствия, ничего, кроме улыбки. Вся эта криминальная кутерьма - не более чем нелепость жизни, ирония судьбы.

В фильме присутствует почти все, что уже было сказано на эту тему: глуповатые, смешные парни, интеллигентный мафиози с тонким кулинарным вкусом, наивная любовница-психолог (пытающаяся избавиться от насилия с помощью дыхательного тренинга), обольстительная любовница-издатель, коварный босс мафии, недалекий полицейский, его талантливый и незаметный помощник, масса традиционного черного юмора с покойниками и пытками, анекдоты из мафиозной жизни. В одной из ролей - звезда мирового кино Мориц Блайбтрой ("Беги, Лола, беги", "Лунный папа"). Некоторый шарм кино придает найденная режиссером ироническая метафора о схожести и различии между поварским и воровским искусством. "В своей жизни я плакал лишь трижды: когда они пристрелили Джека Ручини, когда у меня родился сын и когда я уронил жареное куриное крылышко в озеро Онтарио", - говорил Аль Капоне.

В фильме много действующих лиц, что создает динамику и изрядную суматоху на экране. Режиссер умышленно заостряет внимание на бессодержательных, но при этом довольно комичных диалогах. Персонажи постоянно, как и должно быть в криминальной комедии, тычут друг в друга пистолетом. Пистолет периодически стреляет, из-за чего появляются трупы, от которых оставшимся в живых нужно избавляться. Использовано и еще одно излюбленное клише кинематографа: ветвление сюжета по принципу: а если бы...(а если бы дедушка был бы бабушкой), то все были бы счастливы.

В фильме звучат песни из репертуара русского шансона и блатной попсы, чаще на русском (результат дубляжа?), чем на английском языке. Сюжетная линия завязывается немного позже положенного и затягивается намного дольше. Герой фильма Оскар - повар, а по совмещению мафиози, собирается издать поваренную книгу, в которой раскроет все секреты. Это-то и беспокоит его босса, крестного отца мафии - Константина, заподозрившего Оскара в желании обнародовать тайны мафии...

"Повар-вор" - мафиозные разборки в комиксах, сборная, но все же круто сваренная солянка, претендующая на то, на что и должны претендовать такие фильмы: слегка увлечь и развеять зрителя, пришедшего отдохнуть.