Рост после реформ

Казахстанский рынок телекоммуникаций развивается по собственному сценарию. Мягкая либерализация, характерная для отечественного варианта, вне всяких сомнений, имеет право на жизнь

Рост после реформ

В условиях, когда "Казахтелекому" принадлежит до 90% всей наземной телекоммуникационной инфраструктуры, а доход, получаемый магистральным оператором, больше, чем совокупный доход всей банковской системы Казахстана, мягкая либерализация, пожалуй, вполне оправдана.

Сложно даже представить последствия "шоковой" либерализации, характерной, например, для аналогичных процессов в некоторых европейских странах. Однако, отбросив риторику, сложно не согласиться с тем, что даже вариант "мягкой" либерализации начинает давать свои плоды...

Последняя миля телекома

Операторам остается не так уж и много альтернативных вариантов, в рамках которых они могли бы развиваться, не упираясь в административно-технологический ресурс магистрального оператора. Одна из наиболее интересных, с этой точки зрения, - технология беспроводного доступа. Сейчас в этом сегменте чувствуется наиболее заметная активность. И это не голословное заявление. Вслед за дополнительными сервисами по передаче данных, реализованных в сотовых сетях, группа отечественных компаний активизировала дорогостоящие проекты по созданию клиентоориентированных беспроводных сервисов по передаче данных. В частности, речь идет о компаниях Aksoran, 2Day Telecom и Nursat. Уже сейчас услуги, которые предлагают эти компании, покрывают значительную часть Алматы, которая, вне всяких сомнений, является наиболее продвинутым городом в части внедрения новейших технологий в области телекоммуникаций. Не буду обсуждать достоинства и недостатки технологий, которые лежат в основе сервисов, предлагаемых каждым оператором. Ясно одно - путь, по которому они пошли, в большей мере, абсолютно новый и индивидуальный. Но какими бы гибкими ни были беспроводные технологии, пока сложно утверждать, что по уровню своей доступности они могут приблизиться к DSL-технологиям. Учитывая тот факт, что в сегменте наземной телефонии доминирует "Казахтелеком", трудно предположить, что на этом рынке могут произойти существенные коррективы ценовой политики, как, например, это случилось с революционным тарифным планом "Стрим" в Москве. Введение этого тарифа, без преувеличения, взорвало московский рынок. Последние данные компании "МТУ-Интел" говорят о том, что число пользователей ADSL-Интернета "Стрим" компании за полгода выросло почти в два раза и достигло 175 тыс. человек. Нелишне отметить, что этот проект совместный, в нем участвовали МГТС и "МТУ-Интел". В то же время руководители "Казахтелекома", отвечая на вполне традиционный вопрос о снижении цен на DSL-сервис, также традиционны в ответах и мотивируют их уровень стоимостью внешнего трафика, который существенно преобладает над внутренним.

Весьма интересен сервис "Кабельного Интернета", который развернут оператором кабельного телевидения - компанией "Алма ТВ". Сейчас этот оператор активно наращивает базу клиентов, опираясь, прежде всего, на существующих абонентов кабельного ТВ (около 100 000 абонентов). Но операторы, которые владеют подобной инфраструктурой, - это, скорее, исключение из правил. Поэтому нетрудно сделать вывод, что дальнейшая конкуренция на рынке "последней мили" и "микромили" будет только усиливаться и в качестве основного сервиса для альтернативных операторов может стать именно беспроводной. Кстати, это вполне согласовывается с теми планами и тенденциями, которые существуют в части программы развития сельской связи, в качестве одного из основных каналов в которой рассматриваются именно беспроводные диапазоны. Реалии же заключаются в том, что, несмотря на позитивы, озвученные ранее, даже для Алматы коммутируемый доступ в Интернет остается главенствующим. Особенно для сегмента домашних пользователей. По оценкам газеты Interface.kz (2004 г.), рынок коммутируемого Интернета только в Алматы может достигать 4 млн долларов.

Куда идем, или борьба за внешний трафик

Не все так безоблачно для "Казахтелекома". Существует группа ведомственных операторов, которые уже громко заявили о себе. И не только в сегментах, присущих своему позиционированию. В частности, компания "Транстелеком" - ведомственное предприятие "Казахстан темир жолы" (КТЖ) - готовится к тому, чтобы стать одним из ведущих телекомоператоров на рынке Казахстана. Уникальность этого предприятия в мощностях, представленных сервисными каналами "Казахстан темир жолы". Одно из важнейших преимуществ данной компании - наличие клиентской базы. Являясь ведомственным оператором КТЖ, "Транстелеком" уже изначально является телекомобразующим предприятием для этой крупнейшей транспортной структуры страны. Кроме того, не исключено, что группа сервисных предприятий "Казахстан темир жолы", среди которых крупные ремонтные предприятия, банковские и другие структуры, может стать гарантированным клиентом компании.

Оценивая перспективы развития этой компании, ее сотрудники говорят, что "Транстелеком" намерен активно включиться в борьбу за внешний, некорпоративный трафик. Полагаем, это серьезная аргументация для того, чтобы сделать вывод о намерениях компании в этом сегменте рынка.

Другая компания, которая обладает сложившейся ведомственной инфраструктурой - "Казтранстелеком", - изначально была создана как сервисная структура нефтегазового комплекса Казахстана. Однако, по мере развития нефтяного сектора, расширялось и присутствие компании. Сейчас "Казтранстелеком" - ведущий оператор в этом сегменте, владеющий львиной долей трафика в нефтегазовом комплексе. Напомним, что именно этот сектор - один из самых благодатных и динамично развивающихся в Казахстане.

К провайдерам первого уровня, которые занимают существенную нишу на розничном/корпоративном рынке, можно отнести компании Nursat и Ducat. Именно им принадлежит большая доля рынка в сегменте коммутируемого карточного (препайд) Интернета и IP-сервиса. Кстати, весьма интересен опыт компании "Алси-Азия-Пейдж" с торговой маркой Asia Network по созданию компаундных (домашних) сетей. Однако перспективы развития данного сервиса весьма спорные из-за высокой стоимости инфраструктуры и ярко выраженной зональности сервиса. Список ведущих операторов можно продолжить компаниями, традиционно ориентированными на корпоративный сегмент - Astel, Golden Telecom и т.д.

К особенностям современного телекоммуникационного рынка Казахстана следует отнести то, что, в отличие от ряда стран, где существенная доля телекоммуникационного пирога принадлежит вторичным провайдерам, в Казахстане их роль несущественна - всего лишь единицы процентов. Именно поэтому основная борьба за рынок развернется между крупными компаниями, обладающими собственными каналами и способными предложить наилучшее качество при соответствующей цене. Тем не менее, в регионах Казахстана и областных центрах доля присутствия операторов второго уровня еще велика. На наш взгляд, экспансия крупных эмитентов препайд-карт делает вопрос об исчезновении вторичных провайдеров с телекоммуникационной карты Казахстана вопросом времени.

Телеком - это не только доступ в Интернет

Мобильная связь, которая стала непременным атрибутом отрасли, оказала несоизмеримо большее влияние, чем самые современные сервисы доступа в Интернет. Еще 10 лет назад мобильная связь ассоциировалась с чрезвычайно успешными предпринимателями, а сегодня уровень проникновения мобильной связи достиг 25%. Это беспрецедентный рост, и он вполне согласуется с мнением авторитетных аналитиков. В то же время отечественная мобильная связь не лишена недостатков. Один из них - высокая стоимость трафика во внешнюю сеть. Это, в свою очередь, формирует уникальную структуру самого принципа абонентской базы, которая часто называется корпоративной. Ее суть заключается в создании неких корпоративных абонентских групп, цель которых - минимизировать затраты на мобильную голосовую связь. Клубная связь сейчас, вне всяких сомнений, является важным движущим фактором развития мобильных операторов в традиционно насыщенных этим сервисом регионах (в частности, в Алматы и Астане). Результатом этого стало возникновение целого класса пользователей, которые имеют "трубки", ориентированные на несколько операторов. Что касается дополнительных сервисов, то, несмотря на наличие широкого спектра (GPRS, SMS, MMS, мобильное ТВ, развлечения), они существенно проигрывают по уровню доходности голосовому сервису. Упомянутая ранее "клубность" имеет высокий потенциал роста, но очень невысокий жизненный цикл, и для повышения уровня своей доходности операторам все-таки придется решать проблему внешнего трафика. В плюсе будут все: снижение цены на внешний трафик может быть компенсировано увеличением его объемов, что в конечном итоге благотворно скажется на степени лояльности пользователей, которая, по мнению многих аналитиков, является важнейшим потенциалом любой компании. Кстати, существует довольно интересное мнение, что именно "Казахтелеком" стал основной причиной возникновения "клубного" принципа формирования клиентской базы операторов мобильной связи, в частности, благодаря высокой стоимости услуг связи с наземных терминалов в "облако" мобильной связи.

И все же, несмотря на препятствия, которые существуют в сегменте развития мобильной связи, трудно отрицать, что мобильная связь - один из наиболее перспективных секторов развития, который имеет огромный перспективный потенциал роста. И как косвенное доказательство этому утверждению служит приход внешних инвесторов.

Невозможно в небольшой статье рассмотреть все вопросы телекоммуникационной отрасли Казахстана. За кадром осталось многое: начиная от законодательства и ситуации, которая сложилась в секторе фиксированной связи, и заканчивая проблемами развития отрасли в региональном разрезе. Однако ясно одно, что те тенденции, которые сейчас заметны в Алматы и Астане, через несколько лет транспонируются и на региональные рынки, а рынок телекоммуникаций Казахстана, несмотря на существующие перекосы, в ближайшей перспективе останется одним из наиболее динамичных.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?