Однажды в далекой-далекой Галактике

Однажды в далекой-далекой Галактике

Когда-то о "Звездных войнах" говорили, что это любимый фильм Далай-ламы (и это казалось правдой). Когда-то совсем молодыми и мы любили ЗВ, с интересом смотрели старые саги, с нетерпением ожидая их продолжения. Сейчас я понимаю: причина такого отношения скрывалась не только в возрасте. Хотя сам Джордж Лукас видит разницу в восприятии старых сиквеллов и новых приквеллов как проблему поколений, конфликт отцов и детей. Первым, которым сейчас больше 25, нравится первая трилогия, и они критикуют новую, вторым же старые фильмы кажутся наивными и старомодными. Это давняя история: отцам нравится Rolling Stones и не нравится хип-хоп, а дети, напротив, слушают хип-хоп и не хотят знать о Rolling Stones.

Но все же ЗВ - не совсем тот случай. Во-первых, когда я первый раз посмотрела "Новую надежду", и она мне понравилась, мне было гораздо больше двенадцати. Во-вторых, "Звездные войны" никогда не воспринимались как детское кино, их с увлечением смотрели люди разных возрастов. В-третьих, старая и новая трилогии действительно сильно различаются по духу. Если же разница в восприятии все же вопрос поколенческо-мировоззренческий, то современный голливудский кинематограф сам формирует свою зрительскую аудиторию по принципу: что ты смотришь - тем ты и являешься. Иными словами, новые ЗВ такие, какие есть, не потому, что таковы сами зрители, а как раз наоборот. Поэтому разница двух трилогий - это не разница поколений и стилей, вроде рок-н-ролла и хип-хопа, а различение вещей вполне определенных, хорошего кино и плохого.

В чем же секрет успеха старых "Звездных войн"? Ранняя трилогия Лукаса была первым фантастическим кино, снятым в жанре блокбастера, причем довольно удачно. Это был яркий пример того, когда не жанр формирует картину, а картина создает жанр. Сейчас же состояние голливудской жанровости таково, что она заранее предопределяет судьбу киноленты, особенно блокбастеров. Снять блокбастер сегодня - значит сделать кино определенного типа, скроенное по заданному шаблону, где нет места новизне и случаю. Не исключение и другие жанры. Ставшая канонической жанровость удушила и фактически обезглавила кинематограф Голливуда, уложив его в прокрустово ложе. И дело не только в том, что прошел век "Нью-эйджа", век веры в торжество демократических идеалов, а Империя сменила Республику. Но в том, что кончился век хорошего голливудского кино, которое способно было не только "схватить эпоху в кадре", но и самое эту эпоху "ковало". Сейчас же американский кинематограф как будто на другой планете, а с фильмами вроде последних "Звездных войн" может оказаться однажды и в далекой-далекой Галактике. Во время просмотра убеждаешься, что сравнение Дарт Вейдера с Джорджем Бушем и настойчиво проводимая параллель между событиями на экране и событиями в мире - не более чем искусственный рекламный трюк.