В Галактике Чудес

В Галактике Чудес

"Автостопом по Галактике" - не похож на голливудские фильмы, хотя он изначально числился за Walt Disney Pictures, потом был передан с правом продажи Spyglass, затем опять перешел к диснеевской компании. Фильм получился на английский лад. Во-первых, потому, что он был снят по одноименной культовой книге британского фантаста и сатирика Дугласа Адамса. Печальный факт: Дуглас Адамс скончался во время съемок, поэтому в титрах указано: for Duglas. Во-вторых, в создании фильма задействованы давние приятели и коллеги Адамса из знаменитого интеллектуального шоу "Монти Пайтон". В-третьих, в фильме заняты английские актеры. В общем, происхождение из английского источника вполне очевидно. С дебютом в режиссуре большого кино выступил Гарт Дженнингс, прежде занимавшийся производством рекламных роликов и видеоклипов. Любителям английской традиции иронического абсурда и поклонникам творчества "Монти Пайтона" фильм понравится, но тем, кто привык в кино к жанровым стереотипам, он может показаться малопонятным и поэтому скучным.

Фильм начинается с красивой и полной искрометного юмора сцены прощания с жителями Земли расы дельфинов, которые хором исполняют песню: "За рыбу вам мерси!" и уносятся в лазурных брызгах из океана прямиком в космос. "Автостопом по Галактике" - не только фантастическая пародия на все более усложняющийся процесс глобализации Земли, но и гиперболический футурологический прогноз давно состоявшейся глобализации "очень большого космоса". Неразбериха и хаос в маленьком житейском мирке героя приобретают сначала земные, а затем и галактические масштабы. Если сейчас твои соседи земляне сносят твой дом, чтобы построить объездную дорогу, то в следующую минуту твои соседи по Галактике могут взорвать твою планету, чтобы проложить межгалактическую магистраль. Абсурд разрастается до неимоверных вселенских размеров. Бессмыслица, а также взращенная на ней и пытающаяся придать ей статус порядка бюрократия - прерогатива не только землян. Перефразируя слова Шекспира - "Нет смысла на Земле, но нет его и выше".

Парадоксально, но и в бессмыслице есть смысл. В детских считалках и песенках, "Стране Чудес" Льюиса Кэрролла, историях Даниила Хармса, шоу "Монти Пайтона" и книге Дугласа Адамса им оказываются ирония и смех. Смех спасает нас от абсурда. Благодаря ему разваливающая мир бессмыслица становится по-человечески близкой и понятной. Фантастически безумные персонажи: чудовищные вогоны-бюрократы, сумасшедший президент Галактики, лидер харизматической секты, ищущие ответа на бессмысленный вопрос маленькие, но всемогущие белые мыши, робот с маниакально-депрессивным синдромом и суперпупермега-компьютер - могут стать забавными попутчиками в увлекательном и нескончаемом, как сам космос, путешествии, во время которого иронизирующее над разумом воображение убеждает нас, что в Галактике Чудес возможно все.