Бизнес входит в вираж

Книга "Обновляйся или умри" Мэттью Кирнэна написана в духе современного бизнеса, в основание которого заложена гибкость компании

Бизнес входит в вираж

Эталон для автора - предприятие с высокой скоростью бизнес-процессов, начиная с принятия решений и заканчивая их реализацией. Отсюда и оформление обложки - бешено вращающееся колесо автомобиля.

Радует, что этот несущийся в будущее автомобиль - прообраз мировой индустрии - нынче делают не только страны с преуспевающей экономикой, но и с развивающейся. Условно говоря: кузов поставляют США, амортизаторы - Германия, двигатель - Япония. Глядишь, и нам кое-какая работенка перепадет. По Кирнэну, "центр тяжести" делового мира смещается от крупных многонациональных компаний к более мелким, мобильным и предприимчивым. "Массовость производства и огромные размеры крупных корпораций больше не являются их преимуществами, скорее наоборот, превращаются в серьезную проблему" - фраза из книги вселяет оптимизм.

Но возможность занять нишу на международном рынке - лишь шанс, а не гарантия. Нынешние промышленные гиганты быстро пересматривают свои технологии управления, чтобы не оказаться съеденными мелкими конкурентами. К примеру, компания Hewlett-Packard, на опыт которой ссылается Кирнэн, разделилась на несколько относительно независимых подразделений, которые, став свободными от "вертикального" управления, смогли действовать и реагировать с проворством маленьких компаний. И чем больше полномочий и доходов отдается дочерним структурам, тем лучше раскрывается потенциал (зачастую скрытый) сотрудников. Прекрасный образец - компания Thermo Electron, которая не скупится при раздаче подразделений наиболее талантливым работникам. При выделении проекта в самостоятельное предприятие его акции распределяются следующим образом: 40% "дочки" достается топ-менеджерам новой компании, 40% - материнской, 20% - другим филиалам. В результате такой мешанины долей (или хитросплетений собственнических интересов?) складывается взаимозависимость дочерних структур и заинтересованность топ-менеджеров в развитии корпорации в целом.

Одним словом, по Кирнэну, глобальная конкуренция смещается на уровень малого и среднего бизнеса, который активно втягивается в транснациональную борьбу за мировой рынок. Микроскопические (в сравнении с существующими гигантами) предприятия за счет своей мобильности и креативности оттягивают на себя лакомый кусок рынка, дорастают до крупной величины и под управлением гениальных руководителей вновь распадаются на десятки мелких фирм, чтобы снова начать эволюционное движение. Наблюдательный автор в своей книге дает главный совет, как можно успешно конкурировать с этими быстро растущими и вездесущими компаниями малой величины: надо быть такими же, как они.

То, что книга делает акцент на конкурентоспособности, - весьма актуально для казахстанских предпринимателей. Ведь республика готовится к тому, чтобы войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран. И движущей силой в данном направлении, по мнению Мэттью Кирнэна, должны стать скорее не транснациональные холдинги, а более динамичные и гибкие малый и средний бизнес, успех которых будет зависеть от того, насколько высоко они поднимут планку качественного производства товаров и услуг. Автор ссылается на Майкла Портера, чье мировоззрение в последнее время стало хорошо знакомо нашим гражданам. "Майкл Портер, профессор Гарвардской бизнес-школы, гуру в вопросах конкурентоспособности, убедительно доказал, что самые сильные на международном рынке компании появляются в тех странах, где действуют наиболее жесткие стандарты, - говорится в книге. - Его тезис получает весомое подтверждение в экологическом секторе: наиболее показателен пример германских компаний, которым строгие законы об охране окружающей среды, принятые в их стране, уже помогли захватить 20% растущего мирового рынка "зеленых" технологий".

Трудно не согласиться с мнением профессора Columbia Business School Джона Кэллоса, который сказал о произведении Мэттью Кирнэна, что "эта книга - словно звонок будильника для бизнесмена".

Правда, иногда примеры, приводимые автором в качестве образцовых, вызывают недоумение: success story (история успеха) может оказаться еще и failure story (история провала) в одном лице. Скажем, новатор из Китая Хуан Янтянь реализовал очень успешный проект, создав корпорацию GITIC - своего рода инвестиционный мостик между Западом и Азией. Однако ссылка на полях книги поясняет, что в декабре 1998 года компания фактически оказалась банкротом, и правительство Китая, несмотря на полугосударственный статус корпорации, отказалось принять на себя ее долги. В результате GITIC прекратила свое существование. Или - Daewoo, чей руководитель Ким Ву Чун никогда не терял времени даром, пропагандируя свое кредо: "Чтобы выжить в наши нелегкие времена, мы должны находить места, где до нас никто не бывал, и делать то, чего до нас никто не делал". Вот только судьба крупнейшей южнокорейской корпорации, напоминает автор, круто изменилась всего за несколько лет: банкротство Daewoo Corp в 2000 году привело к реструктуризации компании - преобразованию дочерних фирм Daewoo в независимые бизнес-структуры.

В общем, что-то в этих примерах не так: не дотянули они до лучших образчиков кирнэнского "обновления". Может быть, корпорации не сумели вовремя распасться на несколько мелких компаний, способных выдержать мировую конкуренцию, либо споткнулись на других трудностях. Так что читателю иногда придется домысливать за автора, который поставил перед собой цель разобрать причины взлета компаний, а не падений. Но даже этот кажущийся недостаток книги можно преобразовать в ее преимущество: как бы ни был показателен тот или иной пример благополучного start-up, подражание вредно.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики