Завтра туриста

Наступивший летний сезон обещает казахстанским туроператорам конкуренцию с мировыми туристическими компаниями и смену предпочтений выезжающих за рубеж соотечественников

Завтра туриста

На недавно прошедшей выставке KIFT-2005 Луиджи Кабрини, представитель Всемирной туристской организации, отметил, что у Казахстана существуют большие резервы в сфере туризма: во многом за счет активного экономического роста, что позволяет говорить об увеличении потребительского спроса, а также удобного расположения страны на границе Европы и Азии. Еще до недавнего времени считавшийся экзотическим Казахстан стал весьма привлекательным для крупных игроков на туристическом мировом рынке.

Товар находит продавца

Международные туроператоры работают только в тех странах, граждане которых готовы раскошелиться на дальнее путешествие с полным пакетом услуг. С недавних пор Казахстан демонстрирует миру свою платежеспособность, отправляя своих граждан по всему миру. Республика ежегодно расширяет базу международных туроператоров, однако более охотно принимает на свой рынок российские компании, о чем говорят лояльные законы и налогообложение в отношении российских предпринимателей, работающих в Казахстане. Возможно, именно поэтому казахстанский рынок так охотно встретил российско-турецкого туроператора Tez Tour.

Компания имеет весьма масштабные планы в отношении Казахстана, схожего с Россией по пути развития туристского бизнеса. В настоящее время Tez Tour, которая уже имеет свои представительства в России, Украине, странах Балтии, Болгарии, Египте, Таиланде и на Кубе, только проходит процедуру получения казахстанского сертификата. Пока компания предлагает на казахстанском рынке только четыре, наиболее любимых у казахстанцев направления: Турция, Египет, Таиланд и Испания. В этом году Tez Tour планирует охват максимальной доли рынка за счет привлечения к сотрудничеству всех крупных турагентств. Как любой производитель турпродукта, тезтуровцы предпочитают иметь дело с сильными продавцами, а не со случайными партнерами, поэтому и предлагают дифференцированные условия комиссионного вознаграждения для различных по эффективности агентов. "Наша задача не просто создать обширную клиентскую базу, но еще и предоставить качественный продукт на новый для нас сегмент рынка", - говорит генеральный представитель компании Tez Tour в Казахстане Кадир Мутлу.

Директор компании " Арктур", которая является генеральным представителем Tez Tour в Алматы, Наталья Линник утверждает, что "в Казахстане агенты зачастую работают с "безымянными" операторами, предлагаемые услуги которых не соответствуют реалиям отдыха. Наша компания, в частности московское представительство, работает по системе он-лайн. Достоверную информацию о любом туре клиент может получить зайдя на сайт и затем оформить заказ. Таким образом осуществляется 50-60% продаж от общего их объема".

Вопрос привлекательности казахстанского рынка экспертами всегда ставится под сомнение. Какой бы экономический рост не демонстрировала республика, ее путешествующее население все же составляет весьма незначительную долю. "Ваш рынок привлекателен для нас не столько в количественном отношении, сколько в качественном, - поясняет Кадир Мутлу. - Казахстанский турист умеет и любит тратить деньги. Если москвич покупает путевку с минимальным комплексом услуг, предпочитая "аскетичный" отдых на пляже, то ваши туристы добросовестно посещают все экскурсии и приобретают полный пакет аттракций. Россиянин покупает более дешевые отели, а казахстанец, как правило, живет в пяти звездах".

С ним во многом, но не во всем, согласен и Марат Бейсенбаев, директор туристической компании Sanat: "Из Казахстана ежегодно выезжает практически столько же туристов, сколько из России ежемесячно. Раньше Tez Tour не предпринимала попыток прийти на казахстанский рынок - он был для нее неинтересен, так как компания работает в нише массового туризма. Она ведет сейчас агрессивную политику на российском рынке, а также на рынках Украины и других стран бывшего Советского Союза. Говорить о том, что они сделают какой-то глобальный переворот на казахстанском рынке не приходится. Казахстан - вообще страна особенная, со своим менталитетом, и маркетинговые ходы, пригодные для других стран, для нас не подходят. Многие российские компании пытались прийти в Казахстан, каждая со своим подходом, однако это был не очень успешный опыт. Надо учитывать, что здесь другой турист - богаче и искушенней. И вообще, здесь все иначе. Возможно, Tez Tour пытается реализовать какие-то свои амбиции, может быть, у нее далеко идущие планы, ведь мы многого о них не знаем. Но с точки зрения бизнеса и получения прибыли наш рынок для российских туроператоров неперспективен", - говорит он.

Агентские сети

- По сути дела, международные туроператоры используют принципы сетевого маркетинга. Их задача охватить большую часть рынка посредством сотен агентов, - рассказывает заместитель председателя комитета по регулированию торговли и туристической деятельности при Министерстве индустрии и торговли РК Евгений Никитинский. - А задача государства - сохранить хотя бы 50% участия в туристском бизнесе. Мы не можем отдавать весь сектор под контроль иностранцев. Необходимо растить собственных туроператоров, которые станут заниматься не только развитием выездного туризма, но и въездного, который является основным источником в бюджетные отчисления. Я понимаю, что на данном этапе блокировать деятельность международных туроператоров не имеет смысла. Но тогда можно хотя бы обратиться к опыту других стран, которые прошли этот путь в становлении собственного туризма. Например, Египта. Давая возможность иностранному оператору внедриться на местный рынок, ставятся условия о предоставлении рабочих мест гражданам Египта в месте пребывания туриста".

С другой стороны, возрастающая конкуренция активизирует местные туристические компании, став двигателем повышения качества услуг в туризме. "Приход на наш рынок международных операторов не что иное, как благо, в первую очередь для казахстанского туриста, - уверена Рашида Шайкенова, исполнительный директор Алматинской ассоциации туристских организаций. - "Чем качественнее продукт, предлагаемый одним оператором, тем выше стремление у всех остальных операторов в предоставлении не менее качественного продукта. Ни о какой экспансии, конечно, речи быть не может".

Заявление россиян о том, что в Казахстане нет сильных игроков, предоставляющих клиенту качественный товар, не является истинным. Из 700 лицензированных туристских компаний 400 находятся в Алматы. И вопреки жесточайшим условиям конкуренции, а также несовершенной административной системе у нас сложился качественный костяк туристских компаний, которые работают по международным стандартам. "Очень многие операторы, имеющие имперские планы в отношении нашего рынка, в конце концов разочаровываются, поскольку им приходится сталкиваться с проблемами, которые для местных организаторов туризма просто текущий рабочий момент. Туризм - это межотраслевое ведомство, которое сотрудничает с 32 секторами экономики страны. Мы должны учитывать все их требования, где-то быть гибче, а где-то, наоборот, проявлять твердость и стремление участвовать в законотворческом проекте", - считает г-жа Шайкенова.

Дороже - не значит лучше

Самым популярным направлением у казахстанских туристов, как и в предыдущие годы, является Турция. В этом году популярность турецких курортов возросла еще на 25%, за счет снижения количества желающих отдохнуть на Иссык-Куле в Киргизии. Правда, то, что по одному из наиболее востребованных направлений Алматы - Анталья - Алматы летает лишь один регулярный рейс авиакомпании "Эйр Астана", может негативно сказаться на выезжающих на средиземноморский курорт. Дело в том, что билеты на регулярные рейсы заведомо дороже, нежели на чартерные. Причем разница в цене весьма ощутимая, если билет в эконом-классе на регулярном рейсе стоит от 76 до 113 тысяч тенге, то на чартерном - 69 тысяч. Технология подсчета себестоимости посадочного кресла в этих случаях разная.

- Чартеры - это разовые рейсы, рассчитанные в основном на один сезон. Регулярные же - долгосрочные рейсы, потому при подсчете себестоимости в них заложена другая норма. В данном случае идеальный вариант - пустить по этому направлению и регулярный, и чартерные рейсы. Тогда бы и билеты стоили дешевле, а потребитель мог бы сам выбрать наиболее подходящие для себя условия. Туристу трудно объяснить, зачем ему платить больше, если никакой разницы ни в питании, ни в комфортабельности нет. Просто есть более широкие правила применения билета. К примеру, человек, купивший билет сроком действия в один год и улетевший по нему, может в любой момент в течение года вернуться по нему же обратно. Это, безусловно, удобно в практике регулярных рейсов, - говорит Марат Бейсенбаев.

Но дело в том, что рейс авиакомпании "Эйр Астана" Алматы - Анталья - Алматы нельзя в полной мере назвать регулярным, ведь он выполняется только до конца сентября.

Представители же казахстанской авиакомпании неоднократно заявляли о том, что сами находятся в зависимом положении от тех компаний, которые действительно являются монополистами в своей области, к примеру, аэропортов, которые повышают тарифы. В алматинском аэропорту нерегулируемые услуги подорожали на 71%. Кроме того, в последнее время сильно выросли цены на топливо, что тоже ведет к увеличению стоимости билетов. В то же время "Эйр Астана" принимает весь удар на себя, стараясь не повышать тарифы, кроме московского направления. В прошлом году, к примеру, стоимость билетов Алматы - Анталья - Алматы были незначительно дешевле нынешних.

- В течение полутора лет весь казахстанский туризм просто лихорадит от решений Министерства транспорта и коммуникаций, и в частности Комитета гражданской авиации. В 2004 году КГА провел якобы конкурс на осуществление перелетов в Турцию. Нам сказали, что участие в конкурсе принимала только "Эйр Астана", а другие авиакомпании не подавали даже заявки на участие в конкурсе. 23 мая КГА оповестил всех туроператоров о невозможности выполнения чартерных рейсов в Анталью, в то время как работа по организации туров в Турцию уже началась. Повторяется прошлогодняя ситуация, и невольно возникает вопрос: почему принятая в международной практике программа чартерных рейсов в пик сезона на популярные курорты никак не приживется в Казахстане? Никто не против того, чтобы развивать национальную авиакомпанию "Эйр Астана". Но ведь должно быть понимание, что их рейсы не могут удовлетворить растущий спрос на перелеты, - поясняет г-жа Шайкенова. - Решение КГА о переносе международных рейсов в Астану - неоправданное и необоснованное. Стоимость билета для желающих выехать за границу алматинцев и жителей Южного Казахстана возрастает на 200-250 долларов. Запланированная сегодня сумма на отдых завтра увеличивается на порядок. Это ущемление прав граждан, лишение их возможности выбора", - говорит она. Казахстан и без того удаленная от всех и вся страна, но вместо того чтобы приближать мир к нему, мы делаем все, чтобы отдалить его еще больше.

"Основным неудобством для пассажиров при переносе международных рейсов будет то, что им придется делать лишнюю пересадку, пусть даже и в комфортабельном аэропорту. Это понимают и в Комитете гражданской авиации, и в авиакомпании "Эйр Астана". Мне кажется, что это значительно сузит рынок, ведь в Алматы живет 10% платежеспособного населения республики. Пока непонятно, будут ли летать чартерные рейсы из алматинского аэропорта, если нет, то большое число туристов предпочтет бишкекский и, возможно, ташкентский", - комментирует Марат Бейсенбаев.

Очевидно, сложившаяся ситуация "закроет" Анталью для большинства туристов. Однако турпоток от этого не уменьшится, аналитики даже прогнозируют его увеличение в этом году, он просто перераспределится по другим направлениям: турецким - Бодрум, Измир, Мармарис, европейским - Болгария, Испания, куда летает достаточно большое количество чартеров и других авиаперевозчиков. К тому же не стоит забывать о всевозможных островах, которые не менее любимы нашими туристами. Правда, в нынешнем году цены выросли как в Казахстане, так и на курортах. Отели, в том числе и турецкие, делают привязку к евро, что стало причиной повышения предоставляемых ими услуг примерно на 10-12%. Вполне могут конкурировать с казахстанскими авиаперевозчиками и авиакомпании, совершающие рейсы из других стран Центральной Азии. К примеру, авиабилет Бишкек - Стамбул - Анталья в одну сторону стоит 430 долларов, 630 долларов в обе стороны. А в Дубай и обратно из Бишкека можно улететь за 450 долларов.

Ностальгия, экзотика и шопинг...

Турецкое предпочтение во многом продиктовано тем, что многие страны не слишком доступны для туристов из-за сложности получения визы в них. Например, страны Шенгенской зоны все еще заносят Казахстан в "черный список" как представляющий для них миграционную опасность. Процедура получения визы для наших граждан, выезжающих в Германию, крайне усложнена. Помимо личного присутствия посольство этой страны требует увесистого пакета документов, который вовсе не является гарантом получения визы. Германия по сей день делает акцент на том, что между нашими государствами туризма не существует. Однако, по определению ВТО, есть понятие - "ностальгический туризм". Именно такой вид туризма наиболее активно развивается между Германией и Казахстаном. Даже если гражданин нашей республики, выезжающий к друзьям и родственникам, не платит за гостиничные услуги, он так или иначе покупает сувениры, вещи, тратит деньги на развлечения. В 2003 году в Германию выехало около 12 тысяч казахстанцев. Показатель въездного туризма немцев в Казахстан за последние два года составил 21,5 тысячи человек.

В лучшую сторону изменилась ситуация с Францией и Италией. Посольства этих стран с недавнего времени согласились работать с казахстанскими туристами посредством турагентов, но и в этом случае объем бюрократической процедуры не уменьшился, тогда как стоимость получения визы увеличилась за счет услуг посредников (в среднем 150 долларов на человека). А вот Испания, которая также является членом Шенгенского договора, буквально открыла свои курорты для граждан Казахстана, и соответственно, максимально упростила визовую процедуру в пользу туриста. Хотя авиаперелет в оба конца и обходится казахстанскому туристу в среднем 800 долларов, зато цены на проживание в гостинице на 10-15% ниже, чем в вожделенной Турции. Возможно, Испания станет "окном в Европу" для всех желающих поколесить по странам Шенгенской зоны.

Еще одно европейское государство - Болгария - два года назад внедрило на наш рынок своего крупного оператора. Казахстанцы, посетившие легендарные "советские" курорты, утверждают, что система "звезд" отелей и ресторанов в этой стране не соответствует мировой сертификации, тогда как цены на путевки соответствуют усредненным европейским. Чартеры в Болгарию, обещанные казахстанцам в этом году, так и не появились. Причиной тому служит слабая наполняемость чартерных групп, за счет стоимости билета - 599 евро в оба конца.

По словам экспертов, Казахстан выходит на новый уровень "туристского сознания". Граждане, неоднократно совершавшие "традиционные" путешествия, включая страны Юго-Восточной Азии, все больше увлекаются настоящей экзотикой. Казахстанцев привлекают африканские и латиноамериканские государства. Самой популярной и доступной страной для любителей нестандартных направлений в этом году стала Республика Марокко. Все визовые документы для выезда в экзотические страны оформляются в Москве, там же комплектуются чартерные рейсы. Большим препятствием для турпоездок в некоторые государства африканского континента является наличие документально подтвержденных прививок (тропическая лихорадка, сонная болезнь и т.д.), основные из которых делают только в московском Институте тропических болезней. Прививочные справки прилагаются во время оформления виз, то есть за некоторое время до транзитного пребывания туриста в Москве. Однако эти туры, несмотря на нарастающую их популярность, все же остаются весьма малочисленными.

Спад популярности

Этот сезон обещает быть "неурожайным" для турагентов, активно отправляющих туристов в страны Юго-Восточной Азии, в частности Таиланд, Шри-Ланку и Индию. "Синдром цунами", так обозначили ситуацию профессионалы туристского бизнеса, включает в себя не только страх за повторение трагедии, но целый ряд болезней, развившихся в регионе вследствие цунами. Хотя эпидситуация, по имеющимся сведениям, там полностью под контролем, а такие популярные курорты, как Пхукет, уже восстановлены и готовы к принятию туристов, вероятнее всего, пройдет два-три года, прежде чем количество туристов в этот регион приблизится к уровню прошлого года.

Лидирующие позиции по количеству выезжающих из Казахстана туристов по-прежнему держит Китай. В 2004 году, по сравнению с 2003-м, поток туристов в эту страну увеличился в 2 раза (с 30 тыс. до 64 тыс. человек). К сожалению, Поднебесная не выводит на наш туристический рынок своих туроператоров и не позиционирует себя как исторический и культурный туробъект. Китай представляет для Казахстана пока только "шопинговый" интерес.

Правда, Иссык-Куль по большому счету вообще не является интересным с точки зрения исторического и культурного значения. Но его близость и доступность всегда привлекала туристов из Казахстана. Однако в этом году он переместился практически на последнее место в рейтинге популярности. И причин тому несколько. Во-первых, произошедший весной этого года государственный переворот, а главное то, как он был произведен, негативным образом сказались на имидже всей страны, и Иссык-Куль исключением не стал. Тем более что на 10 июля этого года намечены президентские выборы, в ходе которых могут повториться весенние беспорядки. Во-вторых, растущий сервис привел к увеличению цен, которые пока и не достигают уровня тех же турецких или восточно-азиатских курортов, но уже близки к этому. "Турпоток на Иссык-Куль в этом году значительно, снизится. Об этом можно судить и по тому, что нет такой активной рекламы, какая была в прошлые годы. Если раньше большинство иссык-кульских пансионатов и домов отдыха выкупали казахстанские фирмы, то сейчас это делают киргизские", - комментирует г-н Бейсенбаев.

В общем-то и плачевную ситуацию с Иссык-Кулем можно обратить в пользу государственных интересов в секторе туризма: за счет значительного снижения потока желающих отдохнуть в Киргизии увеличится количество выезжающих не только по турецкому направлению, но и "внутренних" туристов (Алаколь, Балхаш, Боровое и др.)

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности