На развилке

У сценарного подхода к разработке стратегии после последнего кризиса становится все больше сторонников

На развилке

Как известно, стратегия и политика любой организации, будь то корпорация или государство, тесно связаны с вопросами распределения ресурсов. В основном это касается человеческих ресурсов и капитала. Для достижения эффективного перераспределения средств организации используют целевые показатели. Частные корпорации, как правило, преследуют цель максимизации стоимости компаний. Что касается неправительственных организаций, то они в первую очередь оценивают уровень полезности своей деятельности. Для национальной экономики самым критичным показателем является уровень общественного благосостояния.

Актуальность проблемы эффективного распределения ресурсов для страны, осуществляющей в сжатые сроки масштабные инфраструктурные проекты, очевидна. Реализация программы индустриально-инновационного развития Казахстана во многом зависит от определения и правильной диагностики перспектив развития, чтобы получить наибольшую отдачу от государственных инвестиций.

Сценарии отличаются от прогнозов тем, что не дают точного предсказания и не пытаются спроецировать на будущее информацию о прошлом. В этом их преимущество перед обычным прогнозированием, потому что численные прогнозы, какими бы сложными они ни были, никогда в действительности не дают точного результата. Примером могут служить прогнозы цены на нефть (см. график).

Ключевым элементом сценарного планирования является, как и следует из названия, построение разных сценариев развития событий. В методологии сценарного планирования сценарии — это правдоподобные, альтернативные, логически выверенные, расходящиеся во времени описания картины развития будущего. Сценарный анализ позволяет выявить различные варианты развития ситуации, а также оценить возможности реализации стратегического плана. По сути, это часть стратегического планирования, относящаяся к инструментам и технологиям, которые позволяют «управлять» неопределенностью будущего. Основная идея заключается в исследовании внешней среды организации на наличие предопределенных элементов и ключевых неопределенностей и комбинировании их для формулирования альтернативных сценариев будущего.

В качестве предопределенных элементов часто выступают демографические факторы (например, плотность населения областей Казахстана практически предопределена в течение длительного периода), политические, технологические или географические факторы. В качестве ключевых неопределенностей могут выступать любые элементы внешней среды, которые важны для данной организации (например, уровень государственного дефицита или объем рынка). Все альтернативные сценарии должны сочетать в себе весь набор предопределенных элементов и различные исходы ключевых неопределенностей. Принципиально, что сценарное планирование рассматривает все сценарии как одинаково возможные в будущем.

Данная методология уже апробирована и успешно применяется в таких странах, как Япония, Сингапур и Норвегия. В этих странах уже имеются в арсенале альтернативные стратегии индустриализации, которые базируются на сценариях социально-экономического развития. Сценарный анализ очень актуален для организаций, находящихся на каком-либо переходном этапе — если хотите, на перепутье дорог своего развития. Например, сценарии популярны среди компаний, работающих в энергетическом секторе. Для них очень важно определить пути развития энергетики, где главную роль играет правильность выбора источника энергии в долгосрочной перспективе. Например, крупнейший нефтегазовый концерн Shell использует этот инструментарий на протяжении последних 30 лет. На сегодня более 2000 человек, работающих в концерне, заняты в процессе сценарного планирования. Целый департамент под руководством главного аналитика собирает информацию по всему миру и регулярно предоставляет отчеты совету директоров. Среди почитателей сценарного планирования можно также назвать такую «экзотическую» организацию, как Ватикан. Всемирный экономический форум в Давосе каждые три года составляет глобальные сценарии развития.

На наш выбор

Банк развития Казахстана также внедряет новые усовершенствованные подходы в анализе и оценке своей работы. Так, в 2011 году в стенах банка был успешно завершен проект по разработке стратегических индустриальных опционов с применением сценарного планирования под руководством известного в этой области международного эксперта Александра Ван де Путта.

Мы попытались сделать сценарный план для Казахстана. Следует оговориться, что наш проект носил в большей степени обучающий характер. Для качественного комплексного анализа необходимо привлечь более широкий круг экономистов и отраслевых экспертов. Тем не менее нами были получены интересные предварительные результаты, которые мы вкратце представим здесь. В общем, сценарное планирование можно разделить на 4 этапа:

1) Определение центрального вопроса (вопросов), т.е. темы исследования;

2) Отбор факторов, имеющих высокую степень влияния на развитие и высокий уровень неопределенности, и формулировка ключевых вопросов сценариев;

3) Построение различных сценариев развития;

4) Применение сценариев в процессе стратегического планирования.

Центральный вопрос сценариев для Казахстана был сформулирован следующим образом: «Как изменится социально-экономический и политический ландшафт Казахстана в течение следующих 20 лет?» В дальнейшем команда сотрудников БРК выявила факторы, которые имеют влияние на долгосрочное развитие Казахстана. По итогам обсуждений, на основе STEEP-анализа, который делит факторы на социальные, технологические, экономические, экологические и политические, участники проекта дедуктивным способом определили 69 факторов, которые могут в значительной мере повлиять на долгосрочное развитие Казахстана. Из этого числа были отобраны 12 факторов, исходя из их сильного влияния, а также высокой степени неопределенности. Отсюда реализация того или иного сценария во многом зависит от следующих направлений:

1) Укрепление верховенства закона, совершенствование правоохранительной системы, укрепление независимости судебной, исполнительной и законодательной власти.

2) Создание эффективных политических механизмов взаимодействия между «элитарными группами» (в том числе промышленными) в целях формирования равновесия в распределении между ними экономических ресурсов.

3) Дальнейшее становление многопартийной системы.

4) Сохранение политической стабильности.

5) Обеспечение стабильности кадрового состава и постоянства в реализации долгосрочных стратегий государственных органов и организаций через создание эффективной системы ротации и карьерного роста, основанного на профессиональных качествах.

6) Искоренение коррупции путем обеспечения прозрачности на всех уровнях государственного управления, а также посредством диалога между государством и неправительственными организациями.

7) Сохранение политической воли продолжать реформы и модернизацию в противовес консервативным силам.

8) Формирование диверсифицированной экономики, сохраняющей баланс в развитии различных отраслей.

9) «Создание добавленной стоимости» на базе добывающего сектора, развитие кооперации с иностранными инвесторами в целях трансферта технологий, развития инноваций и местного содержания.

10) Расширение географии, а также отраслевая диверсификация прямых иностранных инвестиций. Повышение привлекательности Казахстана для иностранных инвесторов с помощью дальнейших политических, экономических, административных, правовых реформ.

11) Проведение «сфокусированной» индустриальной политики, направленной на поддержку нескольких приоритетных отраслей, где Казахстан может обладать постоянным конкурентным преимуществом. Развитие «экономических институтов», способных своевременно выявлять изменения тенденций и вносить государственным органам рекомендации по корректировке промышленной политики.

12) Преодоление «голландской болезни» через проведение эффективной макроэкономической политики и создание эффективной системы перераспределения доходов сырьевого сектора.

Таким образом, долгосрочные сценарии развития Казахстана до 2030 года формируются вокруг двух ключевых стратегических задач:

1) создание эффективной системы государственного управления;

2) диверсификация экономики.

Эти задачи могут быть представлены в виде «осей координат», на основе которых мы и будем строить свои сценарии. В зависимости от реализации неопределенности будет меняться и траектория развития, чье «геометрическое место точек», выражаясь математическим языком, будет располагаться по квадрантам. К примеру, чем сильнее верховенство закона, тем эффективнее система госуправления, и чем больше дисбаланс в развитии отраслей, тем более зависима наша экономика от сырьевого экспорта. Как правило, один квадрант остается пустым. В нашем случае очевидно, что невозможно достичь устойчивого экономического развития при неэффективной системе управления. В результате мы имеем три траектории, три возможных сценария будущего развития Казахстана до 2030 года:

1. Байтерек — это сценарий, когда Казахстан благодаря эффективному управлению формирует диверсифицированную экономику и создает национальную инновационную систему. Устойчивое сбалансированное развитие на базе национальных инноваций и высоких технологических навыков в обрабатывающем секторе будут нашими основными конкурентными преимуществами.

2. Кен Дала — тоже неплохой сценарий, когда стране удается создать относительно сбалансированную систему перераспределения доходов на основе принципа честной конкуренции. Тем не менее устойчивое развитие поддерживается инновациями и более высокими технологиями в энергетических отраслях. Таким образом, конкурентные преимущества все-таки основаны на природных ресурсах.

3. Сценарий Сай — негативный, который предполагает, что неэффективное управление приведет к несбалансированному распределению инвестиций, и в итоге Казахстан впадет в полную зависимость от добывающих отраслей.

Теперь, имея на руках сценарии, мы обладаем средством, которое необходимо для достижения конечной цели. Сами сценарии играют огромную роль при определении нашего стратегического опциона (альтернативы). Учитывая расходящуюся природу сценариев, не каждая альтернатива будет актуальна при том или ином сценарии. Их актуальность очень сильно зависит от природы и степени рыночной и технологической неопределенности. Рациональный подход предполагает, что ответственный менеджер с учетом всевозможных неопределенностей принимает решение, которое позволит максимизировать полезность его действий. Как известно, опцион — это право, но не обязательство предпринять действие в определенный момент времени для достижения определенной цели. В нашем проекте в качестве стратегической альтернативы выступают отрасли экономики, куда следует инвестировать в целях диверсификации экономики.

Перспективные отрасли, как показано, к примеру, на рисунке, рекомендуется разделить на несколько групп:

1) Традиционные отрасли. Здесь мы следуем устойчивой стратегии, так как это касается проектов, которые приносят пользу согласно любому сценарию;

2) Высокотехнологичные отрасли (проекты), обладающие в перспективе высокой добавленной стоимостью. В этом случае предлагается проактивная стратегия, то есть надо активно инвестировать в трансферт технологий и инноваций в этих отраслях для повышения их эффективности и устранения технологических неопределенностей;

3) Отрасли (проекты) с низкой технологической неопределенностью, но с высокими рыночными (коммерческими) рисками. Для таких отраслей предусмотрена гибкая стратегия, то есть отрасль инвестируется, когда сложится благоприятная ситуация (рыночная неопределенность разрешена);

4) отрасли будущего, требующие значительных инвестиций на протяжении длительного периода времени, но обладающие огромным потенциалом в случае «успеха». Здесь рекомендуется следовать разным стратегиям одновременно, пока будущее не становится более ясным.

Основной объем инвестиций (скажем, порядка 40%) можно направлять в группу «традиционных» отраслей. Около 30% инвестиций рекомендуется направлять во вторую группу отраслей. В отношении отраслей с высокими коммерческими рисками предлагается использовать стратегию реализации ряда небольших «пилотных» проектов с последующим их расширением в случае успеха. В третью группу предлагается направлять около 20% от общего объема инвестиций. Около 10% инвестиций предлагается направлять на реализацию проектов в отраслях будущего. Проекты этого типа, как правило, обладают высокими рисками и капиталоемкостью, носят долгосрочный характер. Зато в случае успеха эти проекты должны вывести страну на качественно новый уровень.

В связи с высокими рисками в отношении отраслей, относящихся к последним двум группам, должна быть применена система постоянного экспертного мониторинга с внесением оперативных корректирующих действий по мере выявления благоприятных или негативных факторов. Учитывая множество внешних и внутренних факторов, необходимо вести постоянный мониторинг ключевых индикаторов, чтобы быть в курсе того, когда откроется «окно возможностей» для стратегических опционов и когда оно закрыто. Скажем, если речь идет об инвестиционной деятельности, то неопределенности могут значительно изменить стоимость проекта при условии реализации различных сценариев. В зависимости от этого менеджеры решают, когда можно будет запускать проект: либо на позднем этапе, либо остановить его вовсе в процессе выполнения. И здесь уже применимы всем известные методы финансового анализа, если речь идет о конкретном проекте, или методы макроэкономического анализа, если анализ ведется на уровне национальной экономики.

В целом применение такого метода позволит оперативно реагировать на изменения технологических тенденций, предвидеть перспективные проекты и избегать крупных инвестиций в программы, теряющие актуальность. В первую очередь мы должны понимать, что наши природные богатства не вечны. От нас зависит, насколько эффективно мы сможем использовать минеральные ресурсы, геоэкономическое положение страны, а также наши трудовые ресурсы.

Схемы, методологические материалы и описание процессов, используемые в статье, защищены авторским правом профессора, доктора Александра Ван де Путта и Кембриджского университета и были использованы с согласия правообладателя.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики