Ангелы и демоны

Редакционная статья

Ангелы и демоны

Развернувшаяся в последнее время дискуссия о вредности/полезности различных неправительственных организаций обострила дремавшие прежде противоречия между гражданским обществом и государственной властью. На словах ратуя, в том числе с самой высокой, президентской, трибуны, за необходимость более тесного диалога между НПО и чиновниками, власть делает все возможное, чтобы максимально ужать самостоятельность гражданского сектора и взять под контроль все происходящие в этом секторе процессы. Это вызывает отчасти справедливое негодование энпэошников. При этом они претендуют на изначально спорное разрешение противоречий: государство должно помогать НПО бюджетными средствами, чтобы развивать гражданское общество, но при этом не контролировать ход подобного процесса.

За то, что словосочетание "неправительственная организация" стало едва ли не ругательным в лексиконе казахстанских чиновников, местные НПО должны благодарить своих коллег из Украины, Грузии и других постсоветских государств. Украинская "Пора" и грузинская "Кхмара" стали движущей силой произошедших в этих странах революций, наглядно показав, как стабильное финансирование из-за рубежа и умелая игра на недовольстве уровнем жизни местных граждан может стать причиной революционных преобразований. Не случайно в соседнем Узбекистане власти объявили своеобразную войну НПО, закрыв, в частности, местное отделение Фонда Сороса и ужесточив законодательство в отношении некоммерческих организаций. "Подготовка событий на Украине началась еще в 1995 году. Посмотрите, сколько там развелось неправительственных организаций, сколько у них источников финансирования - и все сразу станет ясно", - заявил президент Узбекистана Ислам Каримов, объясняя на чужом примере собственное отношение к НПО, финансируемым из-за рубежа.

Поэтому теперь НПО ассоциируются исключительно с политикой, хотя изначально они могут объединять, к примеру, и филателистов, и собаководов-любителей, и инвалидов. Этим категориям граждан излишнее демонизирование статуса НПО совершенно ни к чему. Скорее, они хотят, чтобы государство видело в них своеобразных ангелов, помогающих сократить расстояние между гражданами и властью. Ведь подобное сокращение дает больше шансов на эффективное взаимодействие гражданского общества и чиновников, пусть и на уровне местного самоуправления. При этом казахстанские НПО не афишируют свои отношения с зарубежными спонсорами, сознавая, что связка "иностранные деньги - отечественная организация" по определению вызывает у власти дополнительные вопросы и опасения.

Нужно также ответить на вопрос: действительно ли отечественные НПО настолько сильны, как они себя позиционируют? Скажем честно: в Казахстане почти нет неправительственных организаций, достигших национального уровня и действующих на государственном уровне, будучи при этом эффективными партнерами органов власти. К примеру, по подсчетам акима Алматы Имангали Тасмагамбетова, в южной столице реально действует лишь треть зарегистрированных в городе НПО. Это не может не вызывать определенной озабоченности и свидетельствует, как минимум, о наличии проблем. Причем проблем, связанных не с противостоянием "власть - НПО", а с внутренними проблемами некоммерческих организаций, зачастую открывающихся без продуманного плана действий и определения собственной позиции в структуре гражданского общества.

Все вышесказанное говорит лишь об одном: политическую культуру в обществе, в первую очередь у чиновников и сотрудников НПО, необходимо повышать. Причем начинать этот процесс нужно немедленно. Ведь мы, как известно, претендуем на председательство в ОБСЕ в 2009 году. А одним из обязательных условий этой организации как раз является наличие разветвленной структуры неправительственных организаций, оказывающей реальное воздействие на развитие государства - члена ОБСЕ.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики