Опаленные солнцем, покрытые пылью

На первом в мире рок-фестивале open air "Вудсток" никто не требовал денег за вход, гонораров за выступления, там не было колючей проволоки и рекламы. Теперь "Нашествие" - первый российский коммерческий рок-фестиваль на открытом воздухе, - расширяя потребительский рынок, пришел в Казахстан

Опаленные солнцем, покрытые пылью

На аэродроме "Байсерке" алматинской области в режиме рок-нон-стоп в течение двух дней с одиннадцати утра и до часу ночи фактически без перерыва (если не считать перерывом время, необходимое для сна), сменяя друг друга, выступили 23 группы. В России фестивалями подобного рода уже никого не удивишь, проводятся они с 1999 года и изрядно успели поднадоесть российской публике. Например, Александр Скляр признался, что "Ва-банк" этим летом принимает участие в пяти фестивалях. Так что музыканты летом, собрав инструменты и технику, можно сказать, кочуют с одного фестиваля на другой, из года в год исполняя старые хиты и представляя одну и ту же программу. Для казахстанцев же мероприятия подобного рода в новинку.

Солнце и вода

Казахстанское "Нашествие-130", получившее числовое окончание по названию марки пива генерального спонсора фестиваля - Первого пивоваренного завода, проходило в степи под открытым небом. Опаленное жарким июльским солнцем пространство аэродрома оказалось тестом на выживание и проверкой выносливости для тысяч участников. Страдали все: публика и музыканты, журналисты и работники общепита. Но еще труднее приходилось охранникам, обеспечивающим безопасность перед сценой. Тщедушные молодые мальчики в черных футболках СБ и стоявшие вторым кордоном замученные солдатики в униформе и кирзовых сапогах, проводившие по три, четыре часа под знойным небом и оглушительно громыхающими динамиками, вызывали неподдельную жалость. И хотя народ изредка поливали из шлангов пожарники, воды все равно не хватало. 40-градусная жара и степная пыль могли стать самым ярким впечатлением фестиваля. Почему развешанные по лагерю умывальники так никогда и не познали воды, выполняя скорее эстетическое, а не свое прямое предназначение, - неизвестно. Как заметил солист группы Animal ДжаZ: "У нас в Питере много воды и мало солнца, а у вас наоборот: слишком много солнца и не хватает воды". Что касается пива, то его, холодного, было в избытке.

Жара так достала, что народ предпочитал слушать любимые группы под навесом вдалеке от сцены, а "самые умные" поставили там палатки, лишив тем самым остальных шанса хотя бы на недолго скрыться в тени. Но, к сожалению, даже навес не спасал от палящего солнца - многие, так и не дождавшись вечера, покинули фестиваль в первый же день. Только самые стойкие фанаты и хорошо принявшие на грудь резво скакали перед сценой. Некоторым становилось плохо (солнце и пиво - ядерная смесь), но укрыться от солнцепека не было никакой возможности. Количество приехавших на фестиваль не превышало 8 тысяч. К вечеру первого дня людей стало больше.

Бесплатного не бывает

Другой достопримечательностью нехитрого фестивального быта стали туалеты. Особенно нас поразил дизайн отхожего места в общей зоне на 35 мест с надписями Ж и М, срубленного из досок и ДСП, - полет плотницкой фантазии. За эту коммунальную радость не жаль было и 20 тенге. "Ничего бесплатно не бывает, - сказал один из организаторов фестиваля со стороны "Нашего радио" еще на пресс-конференции, - тем более вода из-под крана". А она шла по 20 тенге за бутылку.

Была обещана кухня с терпимыми ценами. Но реальность оказалась более прозаической. Питание обеспечивал ресторан "Дастархан". Целевой аудиторией фестиваля, соответственно и общепита, являлась молодежь, поэтому 300 тенге за тарелку плова и 250 за небольшую палочку шашлыка (как-то надо было питаться в течение двух дней) - это дорого. Если учесть, что, кроме стоимости билетов, надо было оплатить дорогу и палаточное место за 1500 тенге, то сумма набегает немаленькая. Многие руководствовались объявленными загодя жесткими правилами: нельзя брать с собой ни продукты питания, ни воду, ни острые предметы. Но пятничный вечерний контроль не был таким уж строгим: некоторым удавалось проносить и пиво, и банки со спиртом. На следующий день, измученный жаждой, народ устроил паломничество в соседний населенный пункт (к трубе с артезианской водой и в сельмаг). Проложить путь через колючее ограждение, которое никем не охранялось, оказалось несложно.

И хотя, как говорили организаторы, "Нашествие-130" - это благотворительный социальный проект, "праздник для молодежи, которая его заслужила", на деле он имел коммерческий облик. В России многие музыканты не получают гонораров за выступления, а работают ради пиара и бесплатного эфира. В случае с казахстанским "Нашествием" гонорары (и немалые) имели место. Первоначальный список групп сильно изменился. Отказались участвовать "Вопли Видоплясова", "Грин Грей", "Дельфин" и "Ю-Питер", не приехала Tequillajazz. Зато добавились "Маша и Медведи", "Танцы Минус" и "Юта". Гонорары покрыты тайной, даже общими методами организации коммерческой кухни представители "Нашего радио" делиться с журналистами отказались. Ахылбек Алгазиев, президент Первого пивоваренного завода, отметил, что завод как спонсор вложил в организацию мероприятия около 1 млн долларов.

Звук - и не только

Надо отдать должное звукорежиссерам - звук был хороший. Правда, он иногда обрывался из-за плохого энергоснабжения. Так, не повезло группе FAQ, во время их концерта электричество пропадало четыре раза. Кроме того, россиянам приходилось нелегко и из-за жары. Но многие выступавшие в дневное время держались довольно профессионально. Жара для музыкантов "Арии" лишь дополняла сценический образ и иллюстрировала не на словах, а на деле патетические песни о победе разума и воли. Согласно концепции heavy metal так и должно быть: как в пекле, как в аду. Не подвел своих поклонников и "Крематорий". Название группы для сложившихся климатических условий оказалось образно-символическим. Армен Григорян опять заменил "хрустальные горы" на "тянь-шаньские" и к месту (отсылая к тексту прозвучавшей следом известной песни) заострил внимание на налете степной пыли на шузах слушателей. Музыканты группы "Ляпис Трубецкой" пытались разогреть и без того спекшуюся от жары публику. Они выступали во второй день, но первыми. На пресс-конференции Ляпис (Сергей Михалок) сказал, что концепция их шутовского творчества может быть определена как free stile и имеет много общего с юмористической стилистикой телевизионного театра "Монти Пайтон". Вообще, Ляпис был общителен и остер на язык, демонстрируя находчивость и богатое чувство юмора. Он сказал, что группа черпает силы и вдохновение уже не в тяжелых наркотиках, а в творчестве Алистера Кроули, Георгия Гурджиева, Елены Блаватской и учениях Ошо. Но самый главный источник подпитки - правильная политика продюсера, "который должен бить музыкантов перед концертом".

Разочаровали команды так называемой новой молодежной волны: "Пилот", "Л.О.М.О.", "Найв", "Кирпичи", Lumen, "Корней", продемонстрировавшие не новое слово в русском роке, а все признаки его деградации. Ни ума, ни стихов, ни музыки - собственно, и сказать-то больше нечего.

Не только уши, но и глаза зрителей порадовали экстравагантные Мара и Линда. В отличие от выступавших перед ними мужчин в неприметных футболках и джинсах в группах с разными названиями, но схожей энергетикой, девушки отнеслись к своему выступлению профессионально, устроив на сцене шоу. Особенно поразил мощный эротический драйв Мары и садомазохистский облик ее музыкантов. Линда запомнилась своим необычным макияжем, медитативными танцами и потусторонним взглядом. А Вадим и Глеб Самойловы из "Агаты Кристи" - тем, что предложили провести следующее казахстанское "Нашествие" зимой. Пока фанаты бесновались на выступлении "чайфов", Гарику Сукачеву, зарядившему публику бодрым вечерним настроением, пришлось отвечать на вопросы журналистов о значении татуировки на руке, отношении к обращению "москаль" и современной политической ситуации в СНГ. Музыкант считает, что депрессия - замечательное состояние, потому что заставляет преодолевать себя и верить в свет в конце тоннеля. Гарик получил признание в давней неразделенной любви от Ирины Голдыревой (руководителя проектов из агентства "Ренессанс", участвовавшего в организации пресс-конференций с музыкантами), на что горько посетовал, что рано женился. И еще Гарик Сукачев "старается не бить людей по лицу", а любить их.

Интересным и полным энергии было первое выступление в Алматы Ивана Демьяна и группы "7Б". Оказывается, имя Иван Демьян не псевдоним, а дано родителями. Никаких культурных смысловых коннотаций и перста судьбы певец в своем имени не видит и считает его очень распространенным. Самая любимая планета у Демьяна - Земля, и он был рад принять участие в Рождественских вечерах Аллы Пугачевой, "этой зажигательной и веселой женщины". Вячеслав Петкун ("Танцы минус"), несмотря на аллергическую реакцию на пыль, исполнил свои старые поп-хиты и панковскую песенку про марихуану. На пресс-конференции у Петкуна сел голос, а может быть (учитывая пристрастие Вячеслава к имитаторским трюкам), это был розыгрыш. И еще "Танцы минус" любят детей и поют для них в утренних передачах. Выступление "Короля и шута" второй раз в Алматы проходит с плохим звуком. Музыканты объясняют это философской установкой. Хотя стесняться и задвигать "тяжеляком" тексты не стоит, тем более что на фоне "поэтического" творчества новых рок-команд они даже выигрывают. Но сам Горшок невысоко ценит собственное творчество, признаваясь, что поэзия и музыка здесь не при чем. Он, как всегда, эпатировал публику, отвечая на повышенных тонах журналистам, когда пояснял свою "металлическую" ориентацию.

Максим Покровский, солист "Ногу свело", порадовал подробными всесторонними ответами на вопросы журналистов. Он отвечал с удовольствием, много шутил и сочинял на ходу сказки. "Песня "Бензин" не имеет никаких отсылок к политическим проблемам, она про крутых парней на машинах и классных телок, - сказал Покровский прессе, - это песня о маскулинной активности и силе". Земфира показала вывернутое нутро харизматика. Сначала она тщательно подчеркивала, как ее тяготит толпа и как она ее презирает, затем заигрывала с ней, откровенно наслаждалась успехом. Фестиваль закончился песней Beatles Let it be в мастерском исполнении Земфиры и праздничным фейерверком.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики