Срочно требуется свой стиль

У Казахстана должен быть свой дух в архитектуре. Так считает директор департамента архитектуры и градостроительства акимата Астаны Шохан Матайбеков

Срочно требуется свой стиль

- Новостройки Астаны - как дежа вю. Одно здание похоже на Дом на Набережной, другое - уменьшенная копия Генерального штаба в Петербурге, есть даже Медный всадник. Перепевы знаменитых творений зодчих. Этому смешению стилей даже придумали название - евразийское направление. И все-таки, в чем причина хаотичной застройки?

- Когда Астана только становилась столицей, никто не верил в реальность замысла. Инвесторов завлекали всеми силами. И тогда место и облик здания определял практически целиком инвестор. В первую очередь было использовано пространство набережной Ишима.

- Так же возникли здания в старом центре, во дворах, названные уплотненной застройкой, которые и сейчас вызывают массу нареканий?

- Да, но еще и другое. На переломном этапе, при смене формаций, происходит рождение новых стилей: барокко, классицизм, ампир, конструктивизм. А у нас смена формаций произошла, а стиль не появился. Начинают вытаскивать все - и сталинский ампир, и псевдоклассицизм. Много здесь проектов различных стилей, в том числе московских, не все из них мне нравятся. Круглая площадь, на мой взгляд, не очень хорошо получилась. Но ведь очень много еще зависит от заказчика. А заказчик порой говорит, что видел здание, например, в Москве или Эмиратах, - хочу похожее. Нам надо срочно искать свой стиль. По технологии, по материалам, по высотности или другим критериям мы никого не обгоним. Потому что все это уже придумано. Нам остается единственное - делать свою архитектуру, ни на кого не похожую. Возьмем ОАЭ и Иорданию. Высотные дома из стекла и бетона в Эмиратах кажутся чужеродными среди песков. А в Амане городок из белого ракушечника прекрасно вписывается в природный ландшафт. Очень симпатичный городок. Архитектура ведь не измеряется высотой зданий или количеством гранита и стекла.


Шохан Матайбеков

- Да, очевидно, нам нужно вырабатывать свой стиль. Но кто это будет делать? Есть у нас архитекторы соответствующего уровня?

- Это должно решаться на конкурсной основе. Может, "серый" архитектор вдруг с каким-то проектом выстрелит и победит мэтров. Я сейчас стараюсь ломать психологию инвесторов, уговариваю объявлять конкурсы. Говорю, что уйдет где-то 10-20 тыс. долларов, но вы получите идею, которая стоит дороже.

- Решающее слово в реализации проекта остается за акимом?

- Судьба проекта решается голосованием на градостроительном совете. Но не все застройщики приносят полноценные проекты. Бывают и дилетантские работы.

- Те, которые выполнены архитекторами других фирм, не горархитектуры?

- Нет. Я три месяца работаю - и могу сказать, что мы не делим проектировщиков на "своих" и "чужих". Ничьи интересы мы не лоббируем. Есть только интересы застройщика и интересы города. На градостроительный совет приходят проектировщики, которых я не знаю. Но до заседания градостроительного совета отдел согласования проектов рассматривает проект на обязательное соответствие ряду требований. Для жилых комплексов это: обеспечение паркингами, детскими учреждениями, соответствие ПДП (плану детальной планировки), соответствие санитарным и противопожарным нормам. На начальном этапе серьезным переделкам подвергаются процентов тридцать проектов. Сразу никто не проходит.

- Вы диктуете инвесторам условия?

- Строительство идет в согласовании с генпланом - в каком районе что строить: жилой дом, офис либо детский сад. Однако пока застройщики выбирают места с наименьшим объемом сноса. Поэтому создается впечатление, что строительство на правом берегу идет хаотично. Отчасти да. Иногда приходится заставлять инвесторов, чтобы они занимались кварталом целиком, с инфраструктурой, автостоянками.

- Значит, вернее говорить о поиске с инвесторами компромиссных вариантов.

- Конечно, мы ищем золотую середину. Город не может проигрывать. У него свои интересы - дороги, расширение улиц. Инвестор ведет снос не только под свой объект, но и под расширение улиц, создание инфраструктуры. Если такими же темпами инвесторы будут продолжать идти, то через пять-шесть лет город, в том числе правобережье, ждут разительные перемены.

Проблема номер один

- Вы сказали, что уговариваете инвесторов строить детские учреждения, но в старой части города почти нет места!

- Мы пытаемся решить проблему с детскими садами, школами. Под школу на 1200 мест нужно около 3 га, а под детсад на 350 мест - около 1 га. Столько места найти практически невозможно. Акиматом принята программа о выделении в строящихся жилых комплексах 5% от площади под детские дошкольные учреждения - как встроенные, так и отдельно стоящие.

- Это уже осуществляется?

- Да, такие проекты уже реализованы в нескольких новостройках. Для инвесторов это немалая нагрузка. Другое дело - кому их передать на баланс. Эту юридическую сторону тоже надо регулировать. Но все же выход есть. Имеющиеся помещения можно поменять. Сейчас в зданиях некоторых бывших детсадов размещаются офисы, госслужбы. Им можно предложить переехать в новые дома. Также немало освобождается административных зданий на правом берегу. Детские сады и школы на сегодня для старого города - проблема номер один. Если мы станем использовать здания детских садов, где располагаются госучреждения, по назначению, это снимет напряженность с местами в городе хотя бы наполовину.

- А как вы собираетесь находить место для школ?

- Под школы выделяются земли со сносом. В этом году запланировано строительство пяти школ. За чей счет? Государственный. Заказчики - департамент строительства. Деньги уже выделены. На некоторых площадках начинаются работы по сносу.

Эконом-класс пользуется спросом

- Сейчас реализуется жилищная программа. Все больше нужно жилья эконом-класса. Как реагируют на потребности рынка строительные компании? Что они предлагают?

- Понятия "жилье элит-класса, бизнес-класса" в СНиПах нет. Это разделение придумано потребителями. В свое время Хрущевым была поставлена задача - обеспечить всех граждан благоустроенным жильем. Началась массовая застройка четырех-, пятиэтажками, после названных хрущевками. Сейчас это слово стало нарицательным и используется для обозначения малогабаритного жилья с крохотными кухнями, туалетами, проходными комнатами, "распашонками". Но тогда проблема-то практически была решена. И с поставленной задачей архитекторы и строители блестяще справились. Жильем народ обеспечили. Но жизнь не стоит на месте. Люди стали жить лучше, а домостроение осталось на прежнем уровне. К тому же жилье стало строиться более медленными темпами. Не происходило замены на квартиры лучшего класса. Теперь навалились проблемы обеспечения жильем тех, у кого его нет, и предоставления более комфортабельных условий проживания тем, кто живет в тех же хрущевках.

- Кстати, так называемые сталинки всеобщей обструкции не подвергаются - напротив, относятся к "золотому фонду", хотя по возрасту старше хрущевок.

- Их в десятки раз меньше. Понятие элитного жилья все время меняется. Сначала была реализована мечта советского народа о больших кухнях, туалетах и прихожих. Затем к элитному жилью стали относить квартиры огромной площади. Сейчас добавляется требование к дому: чтобы был малоквартирным, обособленным, охраняемым, с подземными гаражами, в тихом, зеленом квартале. Изменилось и понятие среднего жилья. Строительные компании ведут маркетинговые исследования.

- К какому выводу приходят?

- Сегодня рынок жилья элит-класса практически насыщен. Растет спрос на жилье эконом-класса или бизнес-класса. Это хорошая тенденция. Сейчас идут согласования жилья среднего класса. Это, например, 3-комнатные квартиры площадью 90-100 квадратных метров, 2-комнатные - около 60 квадратных метров.

- До революции проблема жилья решалась в основном за счет сдачи квартир, строительства доходных домов, затем возводились общежития. Сейчас что-то подобное есть?

- Частные инвесторы стали проявлять интерес к общежитиям. Уже несколько довольно крупных общежитий были одобрены на градостроительном совете. Причем участки земли выделяются со сносом.

Защити себя сам

- В строительстве жилья среднего класса используются новые экономичные технологии?

- Инвесторы приносят новые технологии. Какие - им виднее. Они больше болеют за свои деньги, чем мы. Появляются новые конструкции, строительные смеси, материалы. Наша задача - регулирование городской застройки. Но последнее время мы перестали согласовывать как отделочный материал алюкобонд (он морально устарел) и советуем переходить на керамогранит, облицовочные камни.

- Керамогранит дороже?

- Качественный алюкобонд тоже дорогой. Дело в том, что мы согласовываем материал, но не производителя. Поэтому берут самый дешевый - китайский. Керамогранит китайского производства все равно дороже и немного лучше. Есть другие облицовочные материалы, в том числе кирпич.

- Какие рычаги есть у города, чтобы влиять на качество застройки?

- После градосовета заказчик приносит нам эскизный проект. Это фасады, планы, разрезы и применяемые материалы. Мы согласовываем данный проект, затем он проходит экспертизу. Потом в Госархстройконтроле (ГАСКе) получают разрешение на строительно-монтажные работы. Согласно этому проекту ГАСК и должен контролировать. У нас тоже есть отдел освоения участков, который осуществляет функции контроля, но меры принимаются ГАСКом. Мы даем застройщику предписания и уведомляем ГАСК, что на объекте имеются нарушения. Кроме того, есть авторский надзор, технадзор, которому платит деньги застройщик.

- Все эти надзоры не работают.

- Есть ассоциация застройщиков. И эта ассоциация выбирает технадзор, заключает с ним договор и платит. Надо создавать ассоциацию покупателей жилья. Наверное, нужно усилить полномочия ГАСКа. Мы не можем сами кому-то разрешать, кому-то запрещать. Я думаю, надо внести дополнения в законодательство по защите прав потребителей. И потом, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Надо тысячу раз проверить фирму, которой собираетесь отдать деньги.


Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее