Стройки века

Для строительной индустрии страны настал "золотой век" - такого интересного во всех отношениях периода в истории развития отечественных строительных компаний еще не было. Более того, сегодня имеются все предпосылки для дальнейшего роста

Стройки века

Экономический подъем страны и сопутствующее ему повышение жизненного уровня населения стали своеобразной точкой роста для строительной индустрии. Появился спрос, и строительные организации, долгое время не имевшие хороших заказов, воспряли духом. В родную отрасль стали возвращаться специалисты. Наряду с возрождением старых гигантов, заявили о себе новые строительные компании, такие, как KUAT, " ЭлитСтрой", " Астана-Недвижимость", " Базис-А".

Хорошим стимулом для роста строительных компаний стал перенос столицы из Алматы в Астану. Именно здесь были побиты первые рекорды по строительству офисных и жилых зданий.

Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, с 1999 года к 2004 году вырос в 6 раз. За этот же период работу в строительных организациях получили свыше 26 тыс. человек - в настоящее время в отрасли трудится около 140 тыс. человек. Только в 2004 году было введено в эксплуатацию 2591 тыс. кв. метров жилья.

В принципе, официальная статистика является лишь документальным подтверждением того, что мы видим каждый день: жилые дома, с современными фасадами и необходимой инфраструктурой, вырастают прямо на глазах.

Нелегкая ноша

Строительная индустрия развивается по своим законам. Как только игроки поняли, что за строительством большое будущее, стали появляться все новые и новые строительные компании. Количество строительных подрядчиков за последние пять лет выросло до 4924. Сейчас процесс создания новых компаний продолжается, несмотря на то, что емкость рынка не так высока. В основном это малые организации с численностью занятых до 50 человек (их 4102).

Этот процесс, к сожалению, сопровождается и негативными моментами. Председатель правления АО "Астана-Недвижимость" Буранбай Сабыржанов обращает внимание на то, что наряду с добросовестными застройщиками и опытными девелоперами увеличилось количество фирм, не имеющих достаточных финансовых ресурсов для завершения собственных проектов, а то и просто мошенников. Да, сегодня многие компании, даже самые продвинутые на рынке, используют схему долевого участия, что существенно удешевляет для них стоимость ресурсов (в противном случае приходится прибегать к банковским кредитам и платить за это немалые проценты). Однако использование данной схемы известной или безвестной компанией - большая разница. Компания с именем на рынке и богатым опытом вряд ли станет пренебрегать доверием населения, поскольку любой скандал отражается негативно не только на репутации отдельно взятой компании, но и может сыграть злую шутку с рынком в целом, так как в любом случае речь идет об интересах потребителей. Мелкие же подрядчики очень часто плохо себе представляют специфику строительного рынка и потому не всегда выполняют взятые на себя обязательства.

Тем не менее и среди новичков на рынке есть такие, которые имеют все шансы заявить о себе. Алматинская строительная компания "СэтЖол" приступила к реализации дебютного проекта, который очень амбициозен. СК полна сил и желания реализовать задуманное - для этого у нее имеются все возможности. И таких примеров немало.

Проблем, считают строители, в отрасли очень много. Так, директор ТОО "Гражданстрой" Муса Гойгов говорит, что трудности начинаются с оформления участка и продолжаются до завершения строительства: "К сожалению, координацией действий строителей никто не занимается, каждый предоставлен самому себе. А вопросов, требующих решения, очень много, например внеплощадочные сети, внеплощадочное благоустройство, общие подъездные дороги к новым домам". Генеральный директор ТОО "МГТ-Астана" Есет Токтаров обращает внимание на то, что строительным компаниям слишком долго приходится согласовывать все документы, а "некоторые согласования вообще не нужны, поскольку не особенно влияют на строительный процесс".

Среди других барьеров в развитии: нереально завышенная стоимость земли, которая отводится под строительство, и постоянное повышение цен на стройматериалы, что, безусловно, отражается на себестоимости возводимого жилья. К удорожанию квадратного метра ведут и высокие ставки кредитования, стоимость инженерной и транспортной инфраструктуры, которая должна быть проведена к объекту, сопутствующее строительство школ, детских садов, игровых площадок и т. д.

Три кита стройиндустрии

Одна из благоприятных тенденций развития строительной индустрии - выход строительных компаний на региональные рынки. Активную региональную экспансию ведут СК "ВЕК", KUAT, "Алматыкультбытстрой", "Алматыжилстрой", "ЭлитСтрой", "Алматыгорстрой". Здесь обоюдный интерес: компании таким образом расширяют свой бизнес, а регионы обретают жилье отличного качества. Кроме того, такая экспансия дает и мультипликативный эффект: строительная отрасль получает импульс для роста и в регионах активнее начинает развиваться строительство.

Интенсивно застраиваются Южно-Казахстанская и Атырауская области, где довольно высок спрос на жилье. Активно ведется строительство в Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областях. Например, в прошлом году в строительство жилья в Восточно-Казахстанской области было инвестировано 2,3 млрд тенге (вдвое больше, чем в 2003 году) и сдано в эксплуатацию 900 домов на 1379 квартир и 2 общежития общей площадью почти 115 тыс. кв. м. При этом доля индивидуальной и коммерческой застройки превысила 80%, за год увеличившись почти на треть. В текущем году темпы жилого строительства в области еще заметно возросли. Только за первое полугодие в эксплуатацию сдано 800 квартир общей площадью 59,5 тыс. кв. метров, или втрое больше, чем за соответствующий период 2004 года. Сектор коммерческого и индивидуального строительства составил почти 85%.

Теперь понятно, что строительство не ограничивается двумя столицами страны. И то, что жилищное строительство становится масштабным, свидетельствует о зрелости строительного сектора.

Вторая из тенденций - профессионализация рынка. Случайные компании отсеиваются, остаются лишь те, которые имеют собственную базу, кадры, имидж. Именно за ними будущее. На сегодняшний день 50% предложений на рынке столичных новостроек составляют сравнительно небольшие новые компании, имеющие лишь по одному строящемуся объекту. И, безусловно, нет никакой уверенности, что эти компании смогут доказать свою состоятельность. Зато опытные компании постоянно наращивают производство. Например, Корпорация KUAT в 2003 году сдала 35 тыс. кв. метров, в 2004-м - 140 тыс., а планы на 2005 год - 250 тыс. кв. метров.

Третий несомненный плюс строительного рынка - использование новых технологий и строительство шедевров архитектуры. Это позволяет не только повысить комфортность жилья, но и доставляет эстетическое удовольствие горожанам.

Все лучшее - впереди

Страна начала реализацию беспрецедентной по масштабам жилищной программы, которая рассчитана на три года. За этот период мы должны построить около 12 млн кв. метров жилья - 195 тыс. семей смогут приобрести новые квартиры по специальным ценам. Для социально защищаемых групп населения в эти годы необходимо построить 5 тыс. новых квартир. Возможно, это не стимул для крупных компаний, поскольку у них есть хорошие коммерческие проекты, но это дает возможность развиваться крепким середнячкам или небольшим компаниям со здоровыми амбициями.

И все-таки коммерческое жилье занимает доминирующее положение на рынке: в 2004 году в целом по стране было сдано 2564,4 тыс. кв. метров, из них 2336,2 тыс. приходится на частный капитал.

Импульс развитию дает и ипотечное кредитование. По данным премьер-министра страны Даниала Ахметова, населению выдано ипотечных кредитов на сумму 1 млрд тенге.

У компаний есть большой задел для роста. Так, "Астана-Недвижимость" ставит своей стратегической задачей диверсификацию бизнеса: инвестирование в строительство офисных центров, торгово-развлекательных комплексов, складских площадей, гостиниц. Кроме того, она уже выходит на рынок жилой и коммерческой недвижимости Алматы и собирается расширять города своего присутствия.

Руководство Корпорации KUAT считает, что успех кроется в том, чтобы работать без посредников и расширять базу по производству строительных материалов. У самой корпорации уже есть это конкурентное преимущество: KUAT создал четыре собственных завода по изготовлению окон, дверей, алюминиевых витражей, опалубки и металлоизделий. Теперь компания не зависит от поставщиков строительных материалов и фактически застрахована от больших ценовых колебаний.

Вице-президент корпорации "Базис-А" Владимир Маркус уверен, что отечественные компании будут развиваться, если на строительном рынке не будет никаких ограничений: "Я считаю, что совершенно нормально, когда рынок открыт. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах строят только иностранные фирмы. Они инвестируют солидный капитал. А у нас действуют всевозможные ограничения. Чтобы обойти их, все корейские фирмы зарегистрировали СП. Кроме того, на нашем рынке много российских, турецких компаний. Мы, в свою очередь, тоже пошли в Россию. Присутствие иностранных компаний всегда стимулирует к хорошей работе: в конкурентной среде все стремятся к улучшению качества, повышению производительности труда и уровня культуры".

В подготовке материала принимали участие Олег Хе, Виктор Вологодский

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?