Из жизни отдыхающих

Аквапарки остаются наиболее предпочтительным местом отдыха для жителей крупных казахстанских городов. Однако неразвитая инфраструктура развлечений сказывается на качестве отдыха и неоправданно высоких ценах

Из жизни отдыхающих

Нынешний год для алматинских аквапарков стал наиболее прибыльным. В первую половину лета их доходы составили суммарную прибыль всего прошлого сезона. На ситуацию влияют несколько факторов. Во-первых, рост экономического благосостояния и платежеспособность местного населения. Алматинцы способны раскошелиться на любые развлечения, и их не останавливают даже цены, которые порой выше европейских. Во-вторых, по словам администратора аквапарка "Восьмое чудо" (ЦПКиО) Олега Морева, алматинское особо жаркое лето кормит год. Нынешние климатические условия в южной столице провоцируют население к более частым выходам в парковые зоны, в частности аквапарки. Третий фактор, который обуславливает прибыльность алматинских "центров на воде", - их небольшая концентрация. Город с полуторамиллионным населением имеет только три аквапарка с полным комплектом аттракционов. Естественно, желающих посетить аквацентр больше, чем он способен принять, поэтому цены остаются на высоком уровне.

В отсутствие конкуренции

Как отметила директор алматинского аквацентра "Дельфин" Гульсара Бержанова, "каждый занимает свою нишу и у каждого свой клиент. Мы предлагаем тот пакет услуг, которого может не быть у других аквапарков и наоборот, сюда входят и крытые бассейны, и паркинг, и услуги инструкторов по плаванию". Однако "свой клиент" не является определяющим параметром для четкого разграничения рынка. Алматинцы, не имеющие приоритетов в этой сфере услуг, как правило, в течение одного сезона обходят все аквапарки. Достаточно большой долевой сегмент из всех посещений аквазон принадлежит туристам, прибывающим летом в Алматы (10-15%). Они также не имеют определенных предпочтений и посещают аквапарки по очереди. В среднем ежедневно в аквапарках отдыхают 2500-2800 алматинцев и гостей города.

Надо отметить, что в сравнении с прошлым годом, когда санэпидеморганами в Алматы была объявлена неблагоприятная ситуация по кори, многие алматинцы предпочли отдых "на суше". В этом году эпидемиологическая ситуация в городе относительно стабильна, и практически ничто не может послужить серьезным препятствием для посещения аквапарков.

Таким образом, прослеживая конъюнктуру рынка, аквапарки существенно подняли цены на входные билеты. Например, цена на входной билет в аквапарк "Восьмое чудо" с 1500 тенге в выходной день поднялась до 2000 тенге. А Family установил тарифы в выходные дни 1800 тенге. При этом сервис остался на прежнем уровне.

Стандарты отдыха

Самым крупным аквапарком в Казахстане считается "Восьмое чудо" (ЦПКиО) в Алматы. На его строительство было затрачено более 3 млн долларов и предполагалось, что срок его окупаемости составит 4-5 лет. И вероятнее всего, проект окупится уже в следующем году. Вообще, бизнес в сфере развлечений считается наиболее доходным и быстроокупаемым. К примеру, по данным Всемирной ассоциации аквапарков, из 42 аквапарков, построенных в Европе за последние 7 лет, ни один не окупался более чем за два года, тогда как вложения в аквапарки превышают 20 млн евро. Мировая практика показывает, что возврат вложенных средств происходит не столько за счет цен на билеты, но и благодаря функционированию объектов-спутников: ресторанов, кафе, магазинов. Рассмотрим в качестве примера крупный аквапарк Европы - Tropical Islands, находящийся в 50 километрах от немецкой столицы. Шестичасовое пребывание в аквапарке обходится посетителю от 8 до 25 евро, в зависимости от дня недели и времени суток (кстати, парк работает круглосуточно).

Tropical Islands занимает огромную, по мировым стандартам, территорию (66 тыс. кв. м) и включает в себя различные тематические зоны с постройками в традиционном стиле. Система очистки воды в Tropical Islands имеет двойной осмос. Вода подается из собственной скважины, которая предусматривается на стадии проектирования. Наши аквапарки пользуются услугами Горводоканала, что поднимает стоимость воды в несколько раз и делает ее системную двухразовую очистку в день нереальной. Пообедать в немецком аквапарке не дороже, чем сделать это в городе. У нас же палочка шашлыка на территории аквапарка стоит 855-900 тенге (в городе в среднем 300 тенге), а литровая бутылка пепси - 300 тенге (в городе - 80 тенге). То есть цены на услуги общепита в 3-3,5 раза выше, чем в городе.

По всему Казахстану сейчас насчитывается не более 15 аквапарков. Однако многие старые бассейны, позиционирующие себя как аквапарки, реально не являются таковыми, поэтому вести точный учет аквапарков на территории республики крайне сложно. К тому же деятельность аквапарков в цивилизованных странах осуществляется при поддержке международных организаций, в частности Международной ассоциации аквапарков, членом которой Казахстан не является. В основном все аквапарки являются подразделением крупной бизнес-структуры (парки культуры и отдыха, выставочные центры). За редким исключением аквацентры строятся с нуля, с привлечением иностранных инвестиций. Однако во Всемирной ассоциации аквапарков считают, что почти "девственный" рынок развлечений в СНГ, в том числе и в Казахстане, весьма привлекателен для западных инвесторов, которые имеют опыт в создании уникальнейших проектов в Европе. Увеличение количества игроков на рынке позволит расширить спектр услуг, выводя на первое место вопросы безопасности и эстетики, и в то же время стабилизирует цены. А это, в свою очередь, привлечет большее количество туристов в крупные города из регионов Казахстана и ближнего зарубежья.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности