Из жизни отдыхающих

Аквапарки остаются наиболее предпочтительным местом отдыха для жителей крупных казахстанских городов. Однако неразвитая инфраструктура развлечений сказывается на качестве отдыха и неоправданно высоких ценах

Из жизни отдыхающих

Нынешний год для алматинских аквапарков стал наиболее прибыльным. В первую половину лета их доходы составили суммарную прибыль всего прошлого сезона. На ситуацию влияют несколько факторов. Во-первых, рост экономического благосостояния и платежеспособность местного населения. Алматинцы способны раскошелиться на любые развлечения, и их не останавливают даже цены, которые порой выше европейских. Во-вторых, по словам администратора аквапарка "Восьмое чудо" (ЦПКиО) Олега Морева, алматинское особо жаркое лето кормит год. Нынешние климатические условия в южной столице провоцируют население к более частым выходам в парковые зоны, в частности аквапарки. Третий фактор, который обуславливает прибыльность алматинских "центров на воде", - их небольшая концентрация. Город с полуторамиллионным населением имеет только три аквапарка с полным комплектом аттракционов. Естественно, желающих посетить аквацентр больше, чем он способен принять, поэтому цены остаются на высоком уровне.

В отсутствие конкуренции

Как отметила директор алматинского аквацентра "Дельфин" Гульсара Бержанова, "каждый занимает свою нишу и у каждого свой клиент. Мы предлагаем тот пакет услуг, которого может не быть у других аквапарков и наоборот, сюда входят и крытые бассейны, и паркинг, и услуги инструкторов по плаванию". Однако "свой клиент" не является определяющим параметром для четкого разграничения рынка. Алматинцы, не имеющие приоритетов в этой сфере услуг, как правило, в течение одного сезона обходят все аквапарки. Достаточно большой долевой сегмент из всех посещений аквазон принадлежит туристам, прибывающим летом в Алматы (10-15%). Они также не имеют определенных предпочтений и посещают аквапарки по очереди. В среднем ежедневно в аквапарках отдыхают 2500-2800 алматинцев и гостей города.

Надо отметить, что в сравнении с прошлым годом, когда санэпидеморганами в Алматы была объявлена неблагоприятная ситуация по кори, многие алматинцы предпочли отдых "на суше". В этом году эпидемиологическая ситуация в городе относительно стабильна, и практически ничто не может послужить серьезным препятствием для посещения аквапарков.

Таким образом, прослеживая конъюнктуру рынка, аквапарки существенно подняли цены на входные билеты. Например, цена на входной билет в аквапарк "Восьмое чудо" с 1500 тенге в выходной день поднялась до 2000 тенге. А Family установил тарифы в выходные дни 1800 тенге. При этом сервис остался на прежнем уровне.

Стандарты отдыха

Самым крупным аквапарком в Казахстане считается "Восьмое чудо" (ЦПКиО) в Алматы. На его строительство было затрачено более 3 млн долларов и предполагалось, что срок его окупаемости составит 4-5 лет. И вероятнее всего, проект окупится уже в следующем году. Вообще, бизнес в сфере развлечений считается наиболее доходным и быстроокупаемым. К примеру, по данным Всемирной ассоциации аквапарков, из 42 аквапарков, построенных в Европе за последние 7 лет, ни один не окупался более чем за два года, тогда как вложения в аквапарки превышают 20 млн евро. Мировая практика показывает, что возврат вложенных средств происходит не столько за счет цен на билеты, но и благодаря функционированию объектов-спутников: ресторанов, кафе, магазинов. Рассмотрим в качестве примера крупный аквапарк Европы - Tropical Islands, находящийся в 50 километрах от немецкой столицы. Шестичасовое пребывание в аквапарке обходится посетителю от 8 до 25 евро, в зависимости от дня недели и времени суток (кстати, парк работает круглосуточно).

Tropical Islands занимает огромную, по мировым стандартам, территорию (66 тыс. кв. м) и включает в себя различные тематические зоны с постройками в традиционном стиле. Система очистки воды в Tropical Islands имеет двойной осмос. Вода подается из собственной скважины, которая предусматривается на стадии проектирования. Наши аквапарки пользуются услугами Горводоканала, что поднимает стоимость воды в несколько раз и делает ее системную двухразовую очистку в день нереальной. Пообедать в немецком аквапарке не дороже, чем сделать это в городе. У нас же палочка шашлыка на территории аквапарка стоит 855-900 тенге (в городе в среднем 300 тенге), а литровая бутылка пепси - 300 тенге (в городе - 80 тенге). То есть цены на услуги общепита в 3-3,5 раза выше, чем в городе.

По всему Казахстану сейчас насчитывается не более 15 аквапарков. Однако многие старые бассейны, позиционирующие себя как аквапарки, реально не являются таковыми, поэтому вести точный учет аквапарков на территории республики крайне сложно. К тому же деятельность аквапарков в цивилизованных странах осуществляется при поддержке международных организаций, в частности Международной ассоциации аквапарков, членом которой Казахстан не является. В основном все аквапарки являются подразделением крупной бизнес-структуры (парки культуры и отдыха, выставочные центры). За редким исключением аквацентры строятся с нуля, с привлечением иностранных инвестиций. Однако во Всемирной ассоциации аквапарков считают, что почти "девственный" рынок развлечений в СНГ, в том числе и в Казахстане, весьма привлекателен для западных инвесторов, которые имеют опыт в создании уникальнейших проектов в Европе. Увеличение количества игроков на рынке позволит расширить спектр услуг, выводя на первое место вопросы безопасности и эстетики, и в то же время стабилизирует цены. А это, в свою очередь, привлечет большее количество туристов в крупные города из регионов Казахстана и ближнего зарубежья.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее